Отдел опеки функции

Содержание

Основные функции органов опеки и попечительства

Отдел опеки функции

1. В целях защиты прав несовершеннолетних:

– Организует работу с должностными лицами, гражданами по выявлению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвует в выявлении данной категории детей, ведет их учет.

– Осуществляет в месячный срок подготовку документов для установления опеки (попечительства) над детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и несовершеннолетними, не имеющими нормальных условий для воспитания в семье, для помещения их в приемную семью, усыновления, а при отсутствии такой возможности, обеспечивает устройство в образовательные, лечебные учреждения или учреждения социальной защиты населения.

– Проводит обследование жилищно – бытовых условий лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание в семью, на основании которого готовит заключение о возможности их быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями.

– Осуществляет подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), готовит материалы, необходимые для назначения опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на них обязанностей.

– Ведет учет лиц, в отношении которых установлена опека (попечительство).

– Осуществляет контроль  за  деятельностью опекунов (попечителей), оказывает им помощь в организации медицинского обслуживания, отдыха, трудоустройства подопечных, получении ими основного и дополнительного образования.

– Дает заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным.

– Готовит необходимые документы для вынесения решения о создании приемной семьи.

– Заключает с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) в приемную семью.

– Осуществляет контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию ребенка (детей), оказывает необходимую помощь.

– Осуществляет контроль за выполнением государственных полномочий по выплате денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере, установленном законом области.

– Предоставляет сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, и не устроенных на воспитание в семью по месту их фактического нахождения, в региональный банк данных.

– Ведет учет лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка (детей), взять под опеку (попечительство), в приемную семью.

– Оказывает помощь в подборе ребенка (детей) кандидатам в усыновители, опекунам (попечителям), приемным родителям.

– Готовит по запросу суда заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка.

– Участвует в рассмотрении судом дел об установлении усыновления  (удочерения).

– Осуществляет контроль за условиями воспитания и содержания  детей в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

– В установленном законом порядке осуществляет защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей, в том числе использования ими опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора  и необходимой помощи.

– Представляет в судах интересы несовершеннолетних и подопечных лиц, предъявляет в суды иски, связанные с защитой их прав и законных интересов.

– Принимает меры по защите имущественных, жилищных, личных неимущественных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

– Назначает управляющего над имуществом подопечных в случаях, предусмотренных законодательством, и заключает договоры доверительного управления их имуществом.

– Дает письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену и дарению имущества подопечных, а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным прав, раздел их имущества или выдел из него долей и любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных.

– Решает вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством.

– Рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимает по ним необходимые меры.

– Участвует в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством.

– Разрешает спорные вопросы между родителями о воспитании детей.

– Взаимодействует с органами, учреждениями и организациями, входящими в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений.

– Привлекает общественность к работе по охране прав несовершеннолетних.

– Осуществляет  подбор, учет и  подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или  не полностью дееспособных граждан;

– Устанавливает опеку (попечительство) над совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами;

– Осуществляет контроль за деятельностью опекунов (попечителей) совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Дата последнего изменения 22-10-2020

Источник: https://ershichadm.admin-smolensk.ru/strukturnye-podrazdeleniya/otdel-po-obrazovaniyu/organy-opeki-i-popechitelstva/osnovnye-funkcii-organov-opeki-i-popechitelstva/

Органы опеки и попечительства

Отдел опеки функции

Значительная часть населения Российской Федерации – это несовершеннолетние или недееспособные граждане. Права и интересы таких лиц могут нарушаться другими людьми сознательно или непреднамеренно. Защищать этих людей обязаны опекуны, а вот контролировать их действия должны представители государственных органов опеки и попечительства.

Они имеют конкретный перечень полномочий и прав, выходить за рамки которых они не могут. Зная основные функции данной службы и понимая принцип их работы, гораздо легче отстаивать свои права и интересы подопечных.

Органы опеки и попечительства (ООП) – это орган исполнительной власти, на который возложены функции защиты прав и интересов тех граждан, которые в силу своего возраста или установленной недееспособности не могут самостоятельно это сделать. ООП действует на территории всей Российской Федерации и подчиняется нормам законов, разработанных для регуляции данной сферы правоотношений.

Дополнительная информация

В зависимости от величины населенного пункта в нем может находиться отдел ООП или отсутствовать. В небольших поселениях и городах функции опекунской службы на себя могут брать местные органы самоуправления.

Органы опеки находятся в постоянном контакте с иными государственными структурами. В своей деятельности они тесно взаимодействуют с организациями следующего типа:

  1. Социальные.
  2. Образовательные.
  3. Медицинские.
  4. Жилищные и иные.

Эти структуры выполняют некоторую часть функций ООП.

Законодательная база

Деятельность органов опеки строго регламентируется законодательной базой.

Основополагающим нормативным актом для ООП является Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» изданного 24 апреля 2008 года.

С даты введения документа в действие он неоднократно дорабатывался и дополнялся, устраняя выявленные несоответствия и дорабатывая систему исполнения. Этот законодательный акт регламентирует:

  1. Какие задачи сотрудники структуры должны ставить перед собой.
  2. Объем предоставляемых полномочий.
  3. Очерчивает круг обязанностей, которыми наделяется ООП.

Кроме ФЗ № 48, опекунская служба ориентируется на статьи Гражданского кодекса РФ и Семейного кодекса РФ. Перечень функций и полномочий сотрудников опеки перечислен в статьях 77, 121, 122 и 123 СК РФ.

Дополнительная информация

Многие моменты, связанные с нюансами предоставления помощи и защиты интересов несовершеннолетних или недееспособных лиц,  разъясняются федеральными и региональными законами.

Основные функции

Орган опеки наделен уникальными полномочиями, выполнять которые другие структуры не вправе. Ни одна из организаций не может изъять несовершеннолетнего при обнаружении достаточных оснований для этого, такое действие будет расценено как превышение полномочий.

Но деятельность ООП не сводится к применению наказания, она подразумевает, прежде всего, выявление ситуаций, в которых права людей с ограниченными возможностями нарушаются.

Кроме этого, работники службы должны прилагать максимум усилий для стабилизации ситуации и ее постепенного улучшения, если такая возможность существует.

Функции органов опеки сводятся к следующим базовым направлениям:

  1. Обнаружение нарушения прав несовершеннолетних в части лишения их защиты со стороны родителей.
  2. Производство учета детей, оставшихся без попечения родителей и актуализации сведения в базах данных.
  3. Определение несовершеннолетних в специальные учреждения или поиск для них опекунов, попечителей¸ усыновителей.
  4. Разрешение семейных споров и конфликтов.

На этом список полномочий ООП не заканчивается, в него входят и иные действия, направленные на защиту интересов и прав детей и недееспособных взрослых.

Выявление детей без родительского попечения

Обязанность по выявлению несовершеннолетних, которые остались без родительской защиты и попечения, возложена на опекунскую службу.

Это, однако, вовсе не означает, что иные организации или физические лица не должны обращать внимание на попрание интересов детей.

В статье 122 Семейного кодекса РФ установлена обязанность юридических и физических лиц, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения мамы и папы, сообщать об этом в местные отделения ООП.

Представители правоохранительных органов, медицинских учреждения, образовательных организаций или простые обыватели обязаны своевременно уведомлять опекунскую службу о выявленных случаях.

При обнаружении детей, родители которых неизвестны, следует незамедлительно сообщить в правоохранительные органы и письменно уведомить о случившемся опекунский отдел.

На эти действия физическому лицу отводится 48 часов, но лучше не затягивать с оповещением, так как это может быть расценено как принудительное удержание ребенка или даже его кража.

Важно!

Сотрудники ООП обязаны проверять все заявления о выявленных фактах и реагировать на них соответственно ситуации.

Устройство детей

Выявление ребенка, оставшегося без родительского попечения, — это только начало длительной процедуры. Целью опекунского отдела считается устройство таких детей. По закону несовершеннолетний, не имеющий родителей или лишенный их опеки по каким-либо причинам, должен быть оформлен в:

  1. Специализированное учреждение.
  2. Приемную семью.

Избежать временного нахождения в спецучреждениях удается редко. Обычно такая мера применяется по отношению к большинству выявленных детей, что позволяет обеспечить их сиюминутные нужды.

Детские дома или дома малютки дают ребенку кров, питание, одежду.

Специалисты, работающие там, помогают ребенку пройти адаптацию, выявить наличие психологических, психических ли физиологических проблем и при возможности устранить их.

Выполнив первичную задачу по защите жизни и здоровья ребенка, работники ООП прилагают все возможные усилия для определения его в семью.

Для этого данные о несовершеннолетнем вносятся в специальные базы, где его могут увидеть гипотетические приемные родители.

Для ускорения поиска сотрудники службы могут обращаться с просьбами оформления опекунства или попечительства к тем семьям, что уже имеют на воспитании подобных детей.

Если родственники хотят оформить права на воспитание ребенка, в задачу ООП входит всесторонняя помощь в достижении положительного результата при условии, что кандидатура будущего опекуна соответствует обязательным требованиям.

Разрешение семейных споров

Особое внимание работники опекунского отдела должны уделять работе с неблагополучными семьями и теми взрослыми, которые не числились ранее в ООП, но обратились за помощью с целью разрешения сложившейся неблагоприятной ситуации. Первостепенной задачей органов опеки считается именно сохранение родительской семьи, а не изъятие ребенка и передача его третьим лицам на воспитание.

Сотрудники ООП часто задействуются в решении конфликта между бывшими супругами, которые не могут договориться о порядке общения с детьми.

Иногда данная ситуация затрагивает интересы не только отца и/или матери, но и иных родственников, которым не разрешается видеться с ребенком и принимать участие в его жизни.

Затянувшийся спор можно решить в судебном порядке, но это не самый лучший вариант.

Обратите внимание!

Оптимальным способом решения конфликтов между опекуном и подопечным считается привлечение опекунской службы, которая становится третьей независимой стороной, не принимающей доводы одной из сторон, а соблюдая исключительно интересы самого несовершеннолетнего.

Полномочия и права

Выполнение возложенных на ООП функций должно производиться в строгом соответствии с имеющимися у органа полномочиями и правами. Они также закреплены законодательно и имеют строго установленные границы, выходить за которые запрещено. Работники опекунской службы наделены следующим перечнем полномочий и прав:

  1. Ходатайствовать в судебные инстанции о признании лица недееспособным или, наоборот, для возврата ему дееспособности.
  2. Изымать несовершеннолетних из семьи при обнаружении фактов угрозы его здоровью и жизни.
  3. Лишать родителей, опекунов, попечителей возможности выполнять свои обязанности дальше.
  4. Давать разрешение или отказ на проведение сделок с имуществом опекаемого.
  5. Удостоверять договора доверительного управления.
  6. Защищать интересы подопечных в суде или иных инстанциях.
  7. Проверять условия, в которых находятся или будут проживать дети или люди с инвалидностью.
  8. Проверка выдвигаемых на роль приемных родителей кандидатур, их согласование и контроль дальнейшего содержания детей.
  9. Предоставление юридической помощи опекунам и опекаемым.

Полномочия опекунской службы могут расширяться при необходимости.

Обращение в суд

Органы опеки имеют право самостоятельно издавать постановления на изъятие ребенка из семьи. Опекуны могут оспорить правомерность такого вмешательства в судебном порядке.

Далеко не все действия выполняются сотрудниками ООП по собственному волеизъявлению. Для принятия глобальных неотвратимых решений опекунской службе не обойтись без вмешательства судебной инстанции. Обращение в суд подается в следующих случаях:

  1. Необходимо ограничить официальных опекунов в полномочиях по отношению к ребенку или лишить их прав вовсе.
  2. Производится усыновление или удочерение несовершеннолетнего.
  3. Требуется установить недееспособность человека или, наоборот, вернуть ему дееспособность.

Обратите внимание!

Судебное вмешательство может потребоваться и в тех случаях, когда были выявлены нарушения по отношению к опекаемым лицам.

Обследование жилищных условий

Дееспособный совершеннолетний человек может решать самостоятельно, в каких условиях он будет проживать. Ни одна инстанция не запретит ему свободно выражать свою волю.

Что касается малолетних или недееспособных граждан, то они сами зачастую не могут отстаивать свои интересы, а потому должны быть обеспечены всем необходимым для полноценной жизни, развития и воспитания.

По этой причине жилищные условия, в которых находится ребенок или лицо ограниченное, считается наиважнейшим критерием для оценки ухода за ним.

Сотрудники ООП обязаны обследовать условия проживания с определенной периодичностью.

В ситуациях, где дети воспитываются родителями, а нареканий к семье не имеется, никто не пойдет без причины к ним интересоваться существующими условиями.

А вот при получении сигналов о нарушении прав подопечных первое, с чего начинается проверка, — это обследование жилья на его соответствие нормам. Работники опекунской службы проверяют:

  1. Наличие инженерных коммуникаций и их функционирование. В доме должно быть отопление (газовое, паровое, печное), вода (как минимум холодная), канализация. При обследовании ориентироваться следует на возможность подвода коммуникаций, например, в деревнях вода может быть только на улице или отсутствует централизованная канализация и это не считается нарушением. Важно, проверить и то не отключены ли те или иные коммуникации из-за задолженностей.
  2. Наличие электричества, а также нахождение всей сети в исправности. Торчащие провода и неисправные розетки могут привести к поражению электричеством и возгоранию.
  3. Общее состояние помещения и домовладения. Проживание в аварийных домах является прямой угрозой жизни и здоровью подопечных.
  4. Санитарно-бытовые условия.
  5. Наличие продуктов питания для обеспечения жизнедеятельности растущих организмов.

По результатам исследования составляется акт, который зачастую ложится в основу дальнейшего производства по изъятию опекаемых.

Отобрание детей

Изъятие подопечных – это крайняя мера. В соответствии со статьей 77 СК РФ, она может применяться только в тех случаях, когда речь идет об угрозе жизни и здоровья опекаемых.

Под этой формулировкой может рассматриваться масса ситуаций.

Данная мера обычно применяется в тех случаях, где было зафиксировано психологическое, физическое или сексуальное насилие над несовершеннолетним или недееспособным.

Важно!

Изъять ребенка работники опекунской службы могут по постановлению. Оно подготавливается в ООП и в нем излагаются причины столь крайней меры.

Сразу после отобрания несовершеннолетнего о произведенном действии уведомляется прокуратура. Прокурор инициирует дополнительную проверку по факту изъятия, подтвердив целесообразность принятой меры.

Отбирание несовершеннолетнего не всегда ведет к лишению опекунов прав на дальнейшее воспитание.

Если официальный представитель ребенка своевременно и в полном объеме устранит выявленные несоответствия, не позволяющие обеспечить безопасность ребенку, он может вернуть опеку назад.

При выявлении насилия выбор не предоставляется и ООП ходатайствует о лишении родительских прав и привлечения их к ответственности за содеянное.

Источник: http://mojurist.ru/opeka/organy-popecitelstva/

Орган опеки и попечительства: полномочия и процессуальный статус при определении порядка общения с ребенком

Отдел опеки функции

Всем доброго!

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, в том числе, при определении порядка общения с ребенком, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора.

Между тем, в определении процессуального статуса органов опеки и попечительства, возникают определенные затруднения.

Так, судебная практика показывает, что некоторыми судами орган опеки и попечительства привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Такая практика противоречит нормам статьи 47 ГПК РФ, согласно которой орган опеки и попечительства является государственным органом, компетентным дать заключение по существу спора.

В указанном случае в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора.

Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы.

При этом, процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными.

Если истец и ответчик проживают в разных районах, городах, то к участию в деле об определении порядка общения с ребенком нужно привлекать органы опеки и попечительства как по месту жительства истца, так и по месту жительства ответчика.

В итоге, в деле в таком случае должно быть два заключения органов опеки и попечительства, оценку которым должен дать суд в своем решении.

Согласно пункту 1 статьи 78 Семейного кодекса РФ

При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно пункту 2 статьи 78 Семейного кодекса РФ

провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора

Обратите внимание: высказанное представителем органа опеки в судебном заседании мнение по разрешению спора не может быть расценено как заключение, ввиду несоответствия его требованиям ч. 2 ст.

78 Семейного кодекса России, поскольку заключение органа опеки и попечительства, исходя из пункта №1 34-й статьи Гражданского Кодекса РФ и пункта №2 121-ой статьи Семейного кодекса России, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Таким образом, заключение органа опеки и попечительства является письменным документом. Его содержание должно отражать в полном объеме не только жилищно-бытовые условия истца и ответчика, но и их личное отношение к ребенку, привязанность ребенка к каждому из родителей.

При этом, в заключении должен быть указан вывод по разрешению спора об определении порядка общения с ребенком, к которому пришел орган опеки в результате проведенного обследования. Мнение органа опеки и попечительства по существу спора в заключении должно быть изложено чётко и конкретно, не оставлять разрешение вопроса на усмотрение суда.

Такое заключение может содержать, например, рекомендацию не допускать общения ребенка с родителем, употребляющим наркотики или страдающим алкоголизмом, или указание на невозможность ночевок ребенка в квартире второго родителя из-за плохих жилищных условий.

Это всё в идеале. На практике же картина совсем иная.

Часто заключения органа опеки и попечительства оформляются формально, не содержат данных, характеризующих отношения в семье между родителями, между родителями и ребенком, личностные качества родителей, данные о привязанности ребенка к каждому из родителей.

В некоторых заключениях по делам об определении порядка общения с ребенком, которые мне попадались для исследования, отсутствует мнение органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании, о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму и т.п.

Кстати, вам полезно будет знать, что заключение органа опеки и попечительства не является для суда обязательным и не имеет какого-либо преимущества перед другими доказательствами, полученными в соответствии с ГПК РФ.

Суд вправе не следовать выводам, указанным в заключении органа опеки и попечительства.

Бывает так, что орган опеки и попечительства при рассмотрении дела даёт суду заключение, которое совсем не в вашу пользу.

Надеяться на то, что суд не станет принимать заключение органа опеки и попечительства во внимание будет как-то совсем уж наивно.

Что делать в этом случае? Об этом я расскажу как-нибудь в другой раз, не всё сразу.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e8b380e66b00048a16da64c/organ-opeki-i-popechitelstva-polnomochiia-i-processualnyi-status-pri-opredelenii-poriadka-obsceniia-s-rebenkom-5e8c11bf5fdea526818c34ba

Чем занимаются органы опеки и попечительства?

Отдел опеки функции

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Учреждения, осуществляющие деятельность по опеке и попечительству представляют собой органы исполнительной власти субъекта России.

Сотрудники данного учреждения предоставляют опеку несовершеннолетним детям, которые остались без родителей — сиротам.

Также они могут изъять ребенка из семьи, где ему угрожает опасность, то есть имеется вероятность того, что может быть нанесен вред его жизни или здоровью.

В настоящей статье будут рассмотрены полномочия и обязанности, которые возложены государством на органы опеки и попечительства. Также будут раскрыты нюансы осуществления надзора за деятельностью представителей опекунских учреждений.

Деятельность органов опеки и попечительства

Все функции, исполняемые работниками организаций по опеке и попечительству, строго регламентированы на законодательном уровне. Контролирует их деятельность положения ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Скачать текст 48 Федерального законодательного акта можно по ссылке.

Работники опекунских учреждений при исполнении своих обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних руководствуются нормами настоящего ФЗ с 2008 года, когда и был принят данный закон.

Положения Федерального Закона № 48 гласят, что работники органов опеки и попечительства исполняют возложенные на них функции:

  • нахождение социально уязвимых несовершеннолетних граждан — сирот;
  • направлять малолетних сирот в приемные семьи на воспитание и содержание;
  • защищать интересы каждого осиротевшего ребенка;
  • предоставлять заботу, условия для содержания и проживания детям, оставшимся без родительской заботы до их совершеннолетия;
  • предоставлять защиту интересов нуждающихся несовершеннолетних детей при проведении судебного разбирательства.

Наряду с вышеуказанными функциями, сотрудники органов опеки и попечительства обеспечивают защиту прав и интересов детей, у которых есть родители. Представление интересов возлагается на опекунское учреждение в том случае, когда биологические родители или официальные опекуны пренебрегают своими обязательствами перед несовершеннолетними детьми.

Полномочия уполномоченного органа

48 законодательным актов предопределен ряд полномочий, которыми обладают лица, трудящиеся в органах опеки и попечительства.

В соответствии с текстом закона, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних выражены в следующем:

  • определение малолетних граждан на учет, в связи с тем, что они нуждаются в помощи от данной опекунской организации;
  • подача прошения в судебную инстанцию о признании кого-либо недееспособным или дееспособным;
  • осуществление попечительства над нуждающимися гражданами;
  • подписание различных соглашений, разрешений и договоров, где участие принимают несовершеннолетние дети. Например, органы опеки и попечительства вправе выдавать письменное разрешение на продажу недвижимости, где среди собственников числятся несовершеннолетние дети. По законодательству, без наличия данного согласия в письменном виде, родители не вправе продавать жилую недвижимость. Подобный нюанс предусмотрен законом с целью защиты прав лиц, не достигших 18 лет;
  • предоставление показаний в судебном разбирательстве при разводе родителей. Присутствие на слушании представителя органа опеки и попечительства обязательно, так как в соответствии с его экспертным мнением разрешается вопрос о дальнейшем проживании детей — с отцом или матерью;
  • предоставление всей необходимой информации для граждан, собирающихся оформить процедуру усыновления;
  • проведение периодического контроля за условиями проживания своих подопечных.

Представители опекунского учреждения вправе проводить независимые экспертные оценки по месту проживания малолетнего дитя, если есть подозрения, что его содержат в ненадлежащих для ребенка условиях.

В случае, когда условия содержания и воспитания не соответствуют установленным нормам, то работники органов опеки и попечительства вправе изъять малыша из семьи, тем самым лишив отца и мать родительских прав.

Полномочия органа опеки и попечительства предусмотрены на законодательном уровне, но в случае, когда родители не согласны с предпринимаемыми против них мерами, они вправе обратиться в судебную инстанцию с соответствующей жалобой.

Перечень обязанностей

Законом предусмотрены определенные обязанности органов опеки и попечительства в отношении детей. Они выражены в следующем:

  • лица, представляющие организацию по опеке и попечительству, должны исполнять свои обязанности только в соответствии с положениями 48 ФЗ. Нарушение ими норм законодательства не приемлемо;
  • установление норм проживания детей, не достигших 18 лет, а именно — определять, благополучно ли их пребывание в семье;
  • проведение надзора за ребенком, проживающим в усыновленной семье;
  • оказание помощи несовершеннолетним гражданам в любом виде, то есть предоставление крова, в случае, если они осиротели, оказание психологической помощи, в случае, если они получили какую-либо травму, оказание услуг по реабилитации и иное;
  • считаться с мнением несовершеннолетнего дитя, если ему исполнилось 14 лет.

Перечень обязанностей органов опеки более расширен когда ребенок, являющийся подопечным, меняет адрес проживания:

  • сотрудники передают личное дело данного подопечного, а также предоставленные им полномочия по предоставлению попечительства на региональное опекунское учреждение;
  • оформить пересылку ходатайства в региональное опекунское учреждение в строго установленные сроки — 3 дня. Трехдневный период отсчитывается со дня фактического переезда ребенка.

Среди обязательств работников органов опеки и попечительства предусмотрено осуществление контроля и сохранности имущества несовершеннолетних детей, пока им не исполнится 18 лет.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Законом установлено, что органы опеки и попечительства следят за сохранностью имущества своих подопечных лиц до достижения ими совершеннолетия.

Поэтому, если родители или официальные опекуны принимают решение о продаже жилья, где доля собственности принадлежит несовершеннолетнему, то им необходимо заручиться письменным одобрением со стороны представителей опекунского учреждения.

Для этого ими предоставляется определенный пакет актов, на основании которого компетентные лица принимают решение о соблюдении интересов ребенка.

Получить одобрение на продажу жилой недвижимости возможно, если отец и мать предоставят доказательства, что несовершеннолетнему будет предоставлено иное жилье, которое будет обладать лучшими условиями для проживания. В иной ситуации, в прошении о продаже недвижимости (дома, квартиры) будет отказано.

В случае, когда несовершеннолетнему достается какое-либо имущество в виде наследства, то органы опеки и попечительства осуществляют контроль за ним. По закону, вправе им распоряжаться законный представитель дитя — отец, мать, опекун.

Если при использовании наследства малыша родители нарушают права малолетнего гражданина, то органы опеки обязаны вмешаться.

Согласно нормам закона, получить права собственности и право распоряжаться наследством у ребенка появляется в момент наступления совершеннолетия, в связи с признанием его дееспособным.

Кто и как осуществляет контроль за деятельностью органов опеки и попечительства?

Согласно законодательным правилам, за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется надзор со стороны государственных учреждений исполнительной власти. Контроль осуществляют следующие инстанции:

  • Рособрнадзор. Данная инстанция занимается осуществлением контроля в области науки и образования;
  • учреждения местного самоуправления.

Вышеуказанные инстанции, при исполнении своих обязанностей по контролированию деятельности опекунских организаций, действуют в соответствии с законодательными актами:

  • с российской Конституцией;
  • с ГПК;
  • с Семейным Федеральным Законом.

Органы опеки и попечительства созданы для осуществления защиты и интересов малолетних граждан. Но в случае, если они превышают свои полномочия, действуют не в соответствии со своей компетенцией, то возможно подать жалобу в судебную инстанцию или в прокуратуру.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://dom-i-zakon.ru/grazhdanskoe-pravo/organy-opeki-i-popechitelstva.html

Глава II. Полномочия и функции органов, входящих в систему опеки и попечительства (ст. 4 – 8) | ГАРАНТ

Отдел опеки функции

Глава II. Полномочия и функции органов, входящих в систему опеки и попечительства

Статья 4. Полномочия органов опеки к попечительства

Органы опеки и попечительства в пределах предоставленных им прав принимают решения:

1) об опеке и попечительстве;

2) о выплатах опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) до достижения 16-легнею возраста (учащимся образовательных учреждений до 18-летнего возраста), обеспечивают эти выплаты. При наличии уважительных причин (болезнь и др.) выплаты производятся до получения подопечным в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования;

3) о заключении договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемные семьи, доверительном управлении имуществом подопечных и безвестно отсутствующих граждан и другие:

4) о направлении ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или иное учреждение интернатного типа, семью патронатных воспитателей, приемную семью.

5) о помещении лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

6) о разрешении сделок по распоряжению имуществом несовершеннолетних, подопечных и иных лиц, установленных законодательством;

7) о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя,

8) о предъявлении в судах исков, связанных с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;

9) об оформлении с одинокими гражданами пожилого возраста и инвалидами на добровольной основе договоров пожизненного содержания с иждивением в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

10) о даче согласия на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных недееспособными при отсутствии законных представителей;

11) о назначении представителя для защиты прав и интересов ребенка при наличии противоречий между интересами родителей и детей;

12) о порядке предоставления и возмещения затрат по оказанию социальных услуг лицам, направляемым для постоянного проживания в государственные и муниципальные учреждения:

13) о реализации иных полномочий по защите прав и интересов несовершеннолетних и подопечных согласно действующему законодательству.

Статья 5. Функции муниципальных органов управления образованием в сфере опеки и попечительства

Муниципальные органы управления образованием:

1) выявляют несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, и ведут их учет;

2) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания в семье, путем установления опеки и попечительства, помещения в приемную семью, семью патронатных воспитателей, усыновления, а при отсутствии такой возможности помещения в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения, осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;

3) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, опекунов, попечителей, управляющего имуществом несовершеннолетнего, при назначении осуществляют контроль за их деятельностью, оказывают помощь в воспитании, обучении и организации отдыха несовершеннолетних,

4) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной помощи, представляют в суд заключения по этим категориям дел.

5) проводят обследование условий жизни ребенка по месту пребывания и жительства, проверку наличия имущества, обеспечивают ею сохранность и эффективное использование,

6) рассматривают споры, связанные с воспитанием детей, дают заключения по спорам о детях между родителями, между родителями и другими лицами, о возможности раздельного проживания попечителя с несовершеннолетним, объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;

7) направляют материалы о привлечении к ответственности родителей и лиц, их замещающих, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, либо обращаются в суд:

8) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей:

9) осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

10) осуществляют контроль за защитой прав и интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся во всех видах учебных заведений независимо от форм собственности, оказывают методическую помощь;

11) организуют работу общественных инспекторов по охране детства:

12) ведут учет детей, подлежащих усыновлению, а также граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования и желающих усыновить детей.

При невозможности в месячный срок обеспечить устройство ребенка, оставшегося без попечения, на воспитание в семью в трехдневный срок направляют сведения о таком ребенке в Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл;

13) дают заключение о возможности обмена жилых помещений в домах государственного или муниципального, в том числе ведомственного жилищного фонда семьями с детьми;

14) обращаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда;

15) производят немедленное отобрание ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, пребывание у которых представляет угрозу жизни и здоровью ребенка;

16) выносят заключение, подтверждающее правовой статус ребенка как оставшегося без попечения родителей;

17) временно выполняют функции опекунов (попечителей) в случаях, предусмотренных законодательством;

18) осуществляет иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству и Уставу муниципального образования.

Статья 6. Функции муниципальных органов социальной защиты населения по обеспечению опеки и попечительства

Муниципальные органы социальной защиты населения.

1) оказывают помощь дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве по состоянию здоровья, устанавливают патронаж;

2) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), управляющею имуществом, подготавливают документы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;

3) обеспечивают устройство в специальные учреждения нуждающихся в опеке и попечительстве несовершеннолетних и дееспособных совершеннолетних лиц, которые не могут по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности.

4) ведут учет совершеннолетних лиц, в отношении которых установлена опека и попечительство или имущество передано в доверительное управление,

5) проводят обследование условий жизни подопечных, обеспечивают сохранность и эффективное использование их имущества;

6) оказывают содействие в подготовке гражданско-правовых договоров пожизненного содержания с иждивением, ведут учет и контроль за исполнением условий договоров пожизненного содержания с иждивением.

7) осуществляют представительство интересов подопечных в суде:

8) обеспечивают сбор необходимых документов, связанных с осуществлением своей деятельности;

9) привлекают общественность к работе по защите прав подопечных;

10) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства;

11) осуществляют контроль за деятельностью опекунов, попечителей (помощников), управляющих имуществом подопечных;

12) обращаются в усыновленных законом случаях в суд с представлением о помещении граждан пожилого возраста, инвалидов без их согласия в учреждения социального обслуживания;

13) осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству и Уставу муниципального образования.

Статья 7. Функции муниципальных органов управления здравоохранением

Муниципальные органы управления здравоохранением:

1) организуют выявление и учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки, новорожденных и других детей в возрасте до четырех лет, оказавшихся без опеки родителей;

2) осуществляют устройство лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические и психоневрологические медицинские учреждения;

3) организуют прием и устройство новорожденных и других детей в возрасте до четырех лет, оказавшихся без родительскою попечения в подведомственные учреждения (дома ребенка);

4) обеспечивают медицинское освидетельствование кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.

Отдельные функции по опеке и попечительству могут осуществляться муниципальными органами управления здравоохранением через учреждения здравоохранения.

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений в сфере опеки и попечительства

Республиканские органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения проводят государственную политику в области охраны прав граждан, особо нуждающихся в социальной защите, разрабатывают и вносят в Правительство республики предложения, направленные на улучшение положения несовершеннолетних, подопечных и других граждан, нуждающихся в особой социальной защите, осуществляют методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства и осуществляют иные полномочия в области опеки и попечительства.

Подведомственные учреждения указанных органов (детские дома, школы-интернаты, дома для престарелых и др.) осуществляют отдельные функции по опеке и попечительству в соответствии с законодательством.

Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, образовательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

Государственные и муниципальные учреждения начального, среднею и высшего профессионального образования, в которых на полном государственном обеспечении находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выполняют в отношении этих детей обязанности попечителей.

Функции органов исполнительной власти по вопросам опеки и попечительства определяются Правительством Республики Марий Эл.

Источник: https://base.garant.ru/20796001/a8686a3a934ad52b7deba6b6dcd3e032/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.