Особенности трудовых отношений с водителями

Содержание

Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018

Особенности трудовых отношений с водителями

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.

Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

ПериодФактическое времяРабочее время
Предрейсовый осмотр15 минут15 минут
Управление ТС30 минут30 минут
Погрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Охрана груза2 часа40 минут (30 %)
Разгрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Послерейсовый осмотр15 минут15 минут
ИТОГО10 часов8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  •  на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.

Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).

При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.

Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.

Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.

Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.

 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушенияРазмер штрафа
1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.3. Нарушение правил использования тахографаОт 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыхаОт 1 000 до 3 000 рублей

Источник: https://kontur.ru/articles/5169

Трудовой договор с водителем: образцы 2020 г. с дальнобойщиком, экспедитором и другими

Особенности трудовых отношений с водителями

Последние изменения: Январь 2020

Специфика работы водителя включает ряд особенностей, связанных с характером деятельности, ненормированным временем труда, индивидуальным режимом, прохождением дополнительного медицинского контроля.

Индивидуальные соглашения обязаны отражать особенности деятельности.

Трудовой договор с водителем (дальнобойщиком, экспедитором, такси, легкового автомобиля и др) должен содержать информацию о режиме труда и отдыха, механизме формирования оплаты труда с учётом специфики.

Договорные особенности

Приём на работу водителя автомобиля сопровождается индивидуальными требованиями на категорию водительских прав, зависящую от транспортного средства.

За допуск к управлению автомобилем человека, лишённого прав, предусмотрен штраф на организацию в соответствии со статьёй 12.32 КоАП РФ.

Трудовой договор с водителем на управление транспортным средством содержит ряд организационных моментов, зависящих от характера деятельности и управляемого автомобиля.

Режим работы

особенность, характеризующая трудовой договор с водителем, предусматривает регламент включения в рабочее время мероприятий, отражённых в приказе Минтранспорта № 15 от 20.08.

2004 года:

  • подготовительно-заключительный этап;
  • проведение предрейсового и послерейсового медосмотра;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • устранение неисправностей в пути;
  • охрана груза;
  • сопровождающий период при следовании в тандеме, например водитель и водитель-экспедитор.

Послерейсовый медосмотр является обязательным при перевозке людей и грузоперевозках при отнесении грузов к категории опасных.

Информация о рабочем времени отображается в документах:

  • путевых листах;
  • табеле учёта использования рабочего времени;
  • правилах внутреннего распорядка.

В случае несоблюдения требований по учёту времени работы данные трёх документов будут противоречивы. В соответствии со статьями 57 ТК РФ и 189 ТК РФ при отличии режима от принятого распорядка в компании для работника должен составляться индивидуальный график.

Время, предусмотренное для отдыха и приёма пищи, в зависимости от специфики деятельности может быть:

  1. Фиксированным, предусматривающим конкретные чётко установленные перерывы. Удобно при заключении соглашений с водителем школьного автобуса, городского и пригородного транспорта, использующего график по расписанию;
  2. Диапазонным, предусматривающим перерыв в диапазоне, например 30 минут в интервале с 13-ти до 15-ти часов. Используется при заключении договорных отношений с водителем такси или автобуса, не следующего в точности по расписанию;
  3. Гибким, регламентирующим перерыв в зависимости от конкретной ситуации. Включается в трудовой договор с водителем-экспедитором, с водителем-дальнобойщиком, с водителем погрузчика, для которых время отдыха и обеда часто определяется непредсказуемыми обстоятельствами.

При учёте краткосрочных перерывов по инициативе работодателя в составе рабочего времени предприятию или предпринимателю придётся дополнительно осуществлять оплату.

Труд по управлению транспортным средством осуществляется в пути, имеет разъездной и экспедиционный характер. Исходя из определения статьи 168.

1 ТК РФ, работодатель обязан возмещать:

  • затраты на бензин, смазочные масла в соответствии с установленными нормами расходов горюче-смазочных материалов;
  • расходы, связанные с проживанием за территорией населённого пункта, включая гостиничные счета и наём помещений у частных лиц;
  • суточные, выплачиваемые за время пребывания в командировке согласно предоставленному авансовому отчёту;

При заключении договора с водителем на личном авто, используемым работником в служебных целях, по согласованию с работодателем дополнительно возмещаются амортизационные расходы, связанные с пробегом, стоимость изнашиваемых запчастей и осуществляемых ремонтов.

Договор ИП с водителем или юридического лица должен содержать особые условия оплаты труда, поскольку автомобиль – источник повышенной опасности.

Если условия труда отнесены сертифицированными комиссиями к классу опасности, начиная с третьего, что характерно для доставки грузов на длительные расстояния, то трудовой договор с водителем грузового автомобиля обязан включать информацию о компенсациях в виде:

  • предоставления дополнительного отпуска до десяти дней;
  • надбавку к установленным расценкам в размерах не менее 7 %;
  • сокращённый режим рабочего времени.

Если информация актуальна для большинства сотрудников, то установить льготы и компенсации целесообразно во внутренних локальных документах.

Например, включать в каждый индивидуальный договор транспортной компании с водителем регламент работы и оплаты нет смысла, поскольку управлением транспортными средствами занят основной штат предприятия.

Дополнительные условия с водителями других категорий

В зависимости от рода поездок и ответственности за сохранность груза, обслуживания и обеспечения рабочего состояния автомобиля, необходимо предусмотреть систему оплаты:

  1. Повременная система. В большинстве случаев включается в трудовой договор водителя легкового автомобиля, обеспечивающего служебные поездки директора и членов руководящего состава в течение рабочего времени установленной пятидневной недели для административного персонала. Предусматривает должностной оклад, скорректированный на отработанное время и надбавку за мастерство.
  2. Сдельная система. Целесообразна для включения в трудовой договор с водителем грузового автомобиля, поскольку доставка грузов требует индивидуального графика с учётом ненормированного рабочего времени, работы в ночное время, выходные и праздничные дни, за которые предусматриваются доплаты.

Трудовой договор с водителем: образцы для скачивания

При заключении ТД с личным водителем важно учитывать и трудовые обязательства и то, что на автомобиль заключается отдельно договор аренды.

Типовой заполненный образец:

С водителем автобуса важно указывать категорию Д, а так же режим работы:

Трудовой контракт с водителем такси должен учитывать ненормированность рабочего времени, выезды в другие области, а так же использование личных данных как водителя, так и автомобиля в электронных базах, позволяющих оперативно передавать и обрабатывать заявки.

Типовой договор с водителем-дальнобойщиком

 

Оформление трудовых отношений с дальнобойщиком зависит от наличия соответствующей квалификации, требующейся для управления транспортным средством, что является первостепенным требованием при найме на работу.

Образец договора с наёмным водителем-дальнобойщиком включает обязательную дополнительную информацию, подписываемую сторонами при приёме:

  • индивидуальный график работы;
  • ответственность за груз и участие в разгрузочно-погрузочных работах;
  • условия оплаты за ненормированное рабочее время;
  • компенсационные выплаты для обеспечения автомобиля в рабочем состоянии;
  • договор аренды при нахождении автомобиля в собственности дальнобойщика.

В зависимости от опасности или вредности груза, территории грузоперевозок, включая поездки по стране и зарубежью, длительности командировок, уровня мастерства и квалификации, в соглашение включаются дополнительные условия, чтобы принять на работу с учетом всех норм.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/trudoustroystvo/trudovoy-dogovor-s-voditelem/

Трудовой договор с водителем: образец 2020 скачать

Особенности трудовых отношений с водителями

Особенности использования труда служащих транспорта установлены главой 51 ТК РФ. Гражданин должен пройти профессиональный отбор и профильное обучение. Прием на работу производится после прохождения медицинского осмотра.

Трудовой договор с водителем содержит специальные условия, касающиеся оплаты труда, режима рабочего времени, материальной ответственности.

Желательно подбирать кандидата с безаварийным стажем вождения, без вредных привычек, большим опытом работы.

Особенности оформления на работу водителя

При приеме на работу гражданина помимо стандартного пакета бумаг истребуют дополнительные документы.

В пакет документации входит:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • СНИЛС;
  • документы об образовании;
  • военный билет;
  • водительское удостоверение;
  • справка медицинского учреждения о состоянии здоровья.

Важно! Берется во внимание тип транспорта, на котором будет ездить сотрудник. Для управления грузовым автомобилем, автобусом необходимо иметь категорию прав D и C. Иначе он не сможет управлять транспортным средством.

Как заключить трудовой договор с водителем

В целом трудовое соглашение с шофером содержит стандартные условия за исключением некоторых особенностей. Он может подписываться на определенный срок или быть бессрочным. Рассмотрим подробнее, на какие моменты стоит обратить внимание.

Почему нежелательно указывать место работы

Место работы относится к существенным условиям трудового договора. При оформлении соглашения с водителем нужно помнить, что он постоянно находится в разъездах. Маршрут может постоянно меняться, поэтому конкретное место работы указать нельзя.

Нежелательно вписывать в договоре данный параметр. Иначе придется регулярно вносить в него изменения. Рекомендуется написать, что работа носит разъездной характер, указать адрес нахождения нанимателя.

Требования, предъявляемые к квалификации

Трудовая функция шофера связана с управлением транспортным средством. Поэтому предъявляются требования к квалификации. У гражданина должны быть права определенной категории в зависимости от типа автомобиля. Для получения допуска нужно пройти медицинский осмотр.

Особенности условий по оплате труда

Работа водителя может носить ненормированный характер, поэтому в договоре следует уточнить условия оплаты в выходные, ночное время, праздники, за сверхурочный труд.

Также следует выбрать один из видов системы оплаты труда: повременную, сдельную, бестарифную, с надбавками, прочими параметрами.

Режим рабочего времени определяют исходя из правил, содержащихся в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 года № 15. Для водителей устанавливается особый режим. Он зависит от графика движения транспорта.

Предельная длительность рабочего времени не может быть больше 40 часов в неделю, 8 часов в сутки.

Разрешается использоваться суммированный учет, при котором смена должна длиться не больше 10 часов (в особых случаях – не больше 12).

Условия труда

Условия труда должны предусматривать безопасность. Шофер проходит предрейсовый и послерейсовый техосмотр автомобиля механиком. Нельзя использовать транспорт в личных целях во внерабочее время без путевого листа. Должен соблюдаться режим отдыха.

Материальная ответственность сотрудника

Условие о полной материальной ответственности вносится в договор с водителем-экспедитором, водителем-инкассатором, водителем, в обязанности которого входит получение, заготовка, хранение, учет, выдача, перевозка материальных ценностей. В прочих ситуациях шофер несет ограниченную ответственность.

Дополнительные условия

В соглашение могут вписывать дополнительные условия в зависимости от характера выполняемого труда.

В примерный перечень входят:

  • выполнение правил дорожного движения при управлении автомобилем;
  • приемка груза со склада;
  • контроль целостности упаковки груза;
  • проверка правильности погрузочно-разгрузочных работ;
  • обеспечение доставки груза к месту назначения;
  • своевременная заправка транспорта топливом, замена смазочных материалов, прочее;
  • постановка транспорта на отведенное место в конце рабочей смены.

Рекомендация! Если автомобиль не требует разборки, можно предусмотреть, что несущественные неисправности водитель исправляет самостоятельно.

Образец трудового договора с водетелем

Скачать трудовой договор с водителем

Особенности трудового договора с водителем в зависимости от вида транспорта

При заполнении договора нужно учитывать специфику деятельности, вид транспорта.

Водитель такси

Таксист трудится в ненормированном режиме. Устанавливается особый график работы, в который вносят ночные дежурства. Эти моменты нужно отразить в договоре, заключенном с водителем такси.

Скачать договор с водителем такси

Водитель автобуса

При подписании трудового соглашения с водителем автобуса прописывают особенности вождения транспорта. В квалификационные требования вносят обязательное условие о наличии категорий Д, ДЕ, Д1, Д1Е.

Скачать договор с водителем автобуса

Водитель грузового автомобиля

При перевозке грузов на большие расстояния невозможно установить определенный маршрут. Гражданин трудится в ненормированных рабочих условиях. Поэтому в договор с дальнобойщиком вписывают гарантии и компенсации на случай переработок, условия отдыха. Также должна быть указана обязанность иметь открытую категорию прав C, CE, C1, C1E.

Скачать договор с водителем грузового авто

Если водитель работает на личном автомобиле

При заключении договора с водителем, который работает на личном автомобиле дополнительно можно оформить контракт на аренду транспортного средства. Это необходимо для разделения ответственности, возмещения расходов гражданину за пользование его транспортным средством.

Скачать договор с водителем на личном авто

Рекомендации при заключении договора

Таким образом, при заключении трудового договора с водителем следует обратить внимание на наличие требуемой категории водительского удостоверения. Общие условия соглашения по рабочему графику, материальной ответственности, режиму труда рекомендуется конкретизировать в должностной инструкции, локальных нормативных актах, которые будут являться приложением к договору.

Источник: https://glavny-yurist.ru/trudovoj-dogovor-s-voditelem.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.