Особенности региональной кадровой политики
Кадровая региональная политика
Введение 3
1.Понятие и объект кадровой политики. 4
2. Основы кадровой политики. Классификация кадров. 7
3. Основы разработки кадровой политики и кадровой стратегии на региональном уровне. 9
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
- Переход России на рыночные отношения в корне изменил концепцию
управления персоналом в целях повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности предприятия. Современная концепция управления персоналом в организации предполагает выработку и реализацию кадровой политики и кадровой стратегии. В этой связи проблемы, связанные с кадровой политикой предприятий, приобретают особую значимость.
Актуальность темы исследования связана с тем, что оптимальное решение экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных и региональных органов.
Эффективность деятельности регионального органа напрямую зависит от эффективности организации работы с кадрами региональных служащих.
Структурная перестройка экономики муниципального образования невозможна без создания эффективного механизма управления развитием его кадрового потенциала, научной проработки методов кадрового обеспечения территориальных структур.В субъектах Российской Федерации формируются новые системы территориального управления и местного самоуправления, которые в наибольшей мере должны быть ориентированы на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения.
- Понятие и объект кадровой политики.
Понятие «политика организации» в общем случае включает в себя систему правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой и внешнеэкономической политики по отношению к конкурентам и т.д. любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику.
Кадровая политика организации обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами.
С учетом сказанного, кадровую политику в целом можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников.
В кадровой политике используется ряд понятий для обозначения объекта управления: человеческий фактор, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, рабочая сила, работники, персонал, кадры и др.
Для четкого определения объекта кадровой политики необходимо рассмотреть эти понятия, т.к.
именно их содержание имеет важное значение для формирования кадровой политики как системы управления людьми в масштабах государства, региона, отрасли или предприятия.
Человеческий фактор играет определяющую роль в решении текущих и перспективных задач любого цивилизованного общества.
Человеческий фактор представляет собой главный компонент общественного развития, который образуется посредством участия людей в процессе создания материальных и духовных ценностей, оказания социально необходим услуг.Трудовой потенциал – это итоговый показатель человеческого фактора общественного развития. Разновидностью этого понятия является термин “человеческие ресурсы” (или “кадровый потенциал”) При этом выделяются следующие основные аспекты изучения человеческих ресурсов:
● индивидуально-психологический (уровень личности);
● социально-психологический (уровень коллектива);
● социально-экономический (уровень общества и его подструктур).
Человеческие ресурсы представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем человеческого фактора развития общественного производства. При этом различают человеческие ресурсы организации, региона, отрасли, страны.
Рабочая сила также является социально-экономической категорией. Носителями единичной рабочей силы являются все трудоспособные члены общества, фактические или потенциальные работники производственной и непроизводственной сфер хозяйства всех категорий (рабочие, служащие, специалисты, руководители). При этом следует различать трудоспособность общую и профессиональную:
- Общая трудоспособность предполагает способность работника к труду, не требующему специальной подготовки.
- Профессиональная трудоспособность – это способность работника к конкретному труду в определенной отрасли профессиональной деятельности, которая предполагает специальную подготовку.
Трудовые ресурсы – это часть населения, имеющего необходимое физическое развитие, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию и обладающего профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.
Кадры – это социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы предприятия, региона, страны.
В отличие от трудовых ресурсов, объединяющих все трудоспособное население страны (как занятых, так и потенциальных работников), понятие “кадры” включает в себя постоянный (штатный) состав работников, т.е.
трудоспособных граждан, состоящих в трудовых отношениях с различными организациями.
В отличие от кадров персонал является более широким понятием. Персонал – это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал).
Рис. 1.1 – Объект кадровой политики
Таким образом, объект кадровой политики характеризуется различными понятиями и определениями.
Наиболее широким из них является термин “человеческие ресурсы”, обозначающий совокупность различных отношений, которые складываются при участии людей в процессе создания жизненных благ, а наиболее узким – “кадры”, под которыми понимают только постоянных и только квалифицированных работников (Рис 1.1.).
Таким образом, под объектом кадровой политики следует понимать именно человеческие ресурсы, которые представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их общую трудоспособность к производству материальных и духовных благ.Кадры представляют собой и объект, и цель кадровой политики, реализация которой предполагает формирование, распределение и рациональное использование квалифицированных работников, занятых в производственных и непроизводственных отраслях общественного производства, т.е. собственно кадров.
- Основы кадровой политики. Классификация кадров.
В более общем и универсальном понимании политика представляет собой особый вид человеческой деятельности, связанный с получением и осуществлением власти, прежде всего государственной. Это сфера деятельности между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема получения, удержания и использования государственной власти.
Как одна из сфер общественной жизни политика взаимодействует с другими сферами, подвергаясь их влиянию и одновременно направляя их функционирование и развитие.
Поэтому изучение политических явлений предполагает выяснение экономических и других интересов, которыми они определяются, а также всей системы социальных факторов.
Таким образом, промежуточным и соединительным звеном между политикой и экономикой являются социальные факторы и социальная структура, которые непосредственно представляют основы политики, определяя ее субъекты, интересы, характер и направление политических процессов.
Поэтому кадры – не только социально-экономическая, но и политическая проблема. Постановка любой социально-экономической или политической задачи требует участия людей, способных ее решать. При этом, чем глубже преобразования в общественной, государственной или хозяйственной деятельности, тем значительнее изменения в кадровой политике.
Кадры – понятие одновременно собирательное и многоуровневое. Собирательное – потому, что объединяет работников различных отраслей деятельности, профессий, специальностей, видов труда.
В этом смысле употребляют выражения кадры хозяйственные, научные, медицинские, преподавательские, военные и т. п.
Принадлежность работника к той или иной отрасли дает лишь наиболее общее представление о его положении в общественном разделении труда, выполняемых функциях и профессиональных качествах.С точки зрения социальной роли и правового положения различают следующие основные прослойки кадров управления:
● политические деятели и кадры общественных и политических организаций;
● государственные служащие, т.е. аппарат органов государственной власти управления;
● кадры хозяйственные, научные, медицинские, преподавательские, т.е. основные профессиональные работники отдельных отраслей хозяйства, культуры, науки, просвещения, здравоохранения и т.д.
Различия этих категорий кадров отражаются как на их правовом положении, так и на содержании выполняемых ими функций.
Порядок комплектования штатов общественных организаций, их структура предъявляемые к кадрам требования определяются уставами этих организаций внутренними актами, издаваемыми на основе принципов общественного самоуправления.
Положение государственных служащих определяется местом того или иного органа в системе государственной власти и управления, конкретной функцией, которую они выполняют в том или ином учреждении.
Следовательно, наделение властными полномочиями с учетом иерархии органов в системе государственной власти и управления, субординация или координация в отношениях между должностными лицами – вот что характеризует, прежде всего, положение государственных служащих.
В других отраслях деятельности (промышленность, наука, культура, здравоохранение, просвещение, бытовое обслуживание и т.д.) на передний план выдвигаются такие требования, как профессионализм, деловитость, предприимчивость, наличие специальных способностей и дарований. Набор этих качеств зависит от рода профессиональной деятельности и конкретных условий, в которых она осуществляется.
Кадры можно классифицировать и по многим другим признакам: классовому; социально-демографическому; профессионально – квалификационному; отраслевой принадлежности. Принадлежность работника к той или иной группе характеризует определенные черты его профессиональной деятельности, предъявляемые к нему требования и групповые интересы.
- Основы разработки кадровой политики и кадровой стратегии на региональном уровне.
Как объект управления человеческие ресурсы являются одновременно производителями и потребителями материальных и духовных благ. Особенность управления человеческими ресурсами состоит в необходимости всестороннего учета интересов личности, организации, региона и всего общества, обеспечения их органического сочетания.
Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/24334_1143549_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html
Региональная кадровая политика: понятие, структура, особенности формирования и реализации
Одна из существенных черт ГКП – ее единое содержание и многоуровневый характер реализации. ГКП, в первую очередь, должна быть общенациональной, а по уровням – федеральной, региональной, муниципальной.
В структуре ГКП выделяются следующие основные компоненты: • официально признанные цели, задачи и принципы деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений; • главные критерии оценки кадров; • направления и формы совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала; • формы и способы рационального использования кадрового потенциала страны. К числу важнейших социальных функций ГКП относятся следующие: • повышение эффективности государственного управления и общественного производства; • укрепление государственной целостности и социально-политической стабильности общества; • вовлечение трудовых ресурсов в государственное управление и местное самоуправление в интересах государства, общества и человека.
Региональная кадровая политика призвана обеспечить единые условия воспроизводства и востребованность кадрового потенциала с учетом положений общенациональной кадровой стратегии и потребностей собственного кадрового обеспечения социально- экономического развития.
Такая стратегия и составляет содержание государственной кадровой политики Российской Федерации. Основополагающие положения этой политики выражаются в концепции государственной кадровой политики.
Стратегической целью ГКП является создание кадрового потенциала России как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса общества, обеспечивающего сохранение его целостности и высоких темпов социально- экономического развития, конкурентоспособности в международном разделении труда.
Стратегическим направлением государственной кадровой политики Российской Федерации является усиление роли государства в реализации конституционных гарантий по свободному развитию и использованию гражданами своих профессиональных способностей, в создании оптимальных условий для наиболее полного раскрытия возможностей человека.
Региональная кадровая политика представляет собой специфическую форму сочетания отраслевого и территориального управления, основными задачами которого являются обеспечение населения региона рабочими местами, удовлетворение отраслевой потребности в кадрах, дополнительной потребности в кадрах предприятий инфраструктуры региона, рациональное распределение кадров по сферам деятельности и отраслям, обеспечение высокой эффективности их использования на предприятиях и в организациях региона. В этой связи исключительно важной проблемой региональной и отраслевой кадровой политики является совершенствование методов определения оптимальной потребности в кадрах соответствующего уровня квалификации по региону в целом и по отдельным отраслям.
Региональная кадровая политика (РКП)по своей сути должна быть государственной, то есть выражать и обеспечивать реализацию общенациональных интересов с учетом условий и возможностей регионов, субъектов России, городских и сельских муниципальных образований, способствовать сохранению, обогащению и наиболее рациональному использованию имеющихся в них трудовых, особенно кадровых ресурсов.
Централизация государственного регулирования кадровыми процессами позволяет сконцентрировать трудовые ресурсы регионов и всей страны, в необходимых случаях территориально перераспределять их, добиваясь более эффективного использования.
При этом регионализм не должен ослаблять единство и целостность кадрового пространства России.
В связи с этим региональные стратегии должны более четко определять курс на реализацию местных интересов и потребностей в рамках и на основании стратегии общегосударственного развития.
Важный приоритет в формировании РКП – обеспечение трудовыми, особенно профессионально-подготовленными кадровыми ресурсами, каждого региона России.
При этом необходимо учитывать, является ли тот ли иной субъект России «донором» или он имеет общегосударственное значение, является ли он отсталым в социально-экономическом отношении.У разных регионов разные потребности в кадрах и разные возможности.
РКП имеет свои содержательные отличия.
Часто допускается увлечение выражением в РКП региональных интересов, потребностей, традиций, возможностей и недооценкой значимости выражения в ней общегосударственных, общенациональных целей, приоритетов, принципов, стандартов, значимости их реализации в укреплении российского государства. Без учета и поиска оптимального сочетания общегосударственного и регионального, их баланса не может быть эффективной социально значимой РКП.
РКП должна быть, прежде всего, государственной по своей сути.
Ее конкретные задачи, приоритеты, механизмы реализации призваны отражать потребности и возможности региона, имеющиеся в нем системы органов власти, наличие и состояние региональных кадров, перспективы развития экономики и социума.
РКП – одна из модификаций ГКП, один из ее уровней. Следовательно, присущие ГКП сущностные черты и стратегические цели должны быть определяющими и для РКП.
12. Кадровый резерв: технологии формирования и востребования.
Источник: https://cyberpedia.su/8x231c.html