Особенности приватизации государственного и муниципального имущества

Содержание

О приватизации государственного и муниципального имущества

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества

3 способа получить бесплатную консультацию юриста

01

Консультация юриста по жилищным делам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу

02

Звонок по бесплатной линии
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 14 85

03

Задать вопрос юристу в онлайн чате, ответ через 10 минут

Узнать цены на услуги юриста по жилищным делам

Приватизация муниципального имущества возможна по одной из трех законодательно утвержденных схем. Термин «приватизация» известен уже давно, так принято называть процесс передачи из государственной собственности частому владельцу.  Данный процесс получил популярность еще в перестройку, продолжается он сейчас.

Понятие приватизация допускается рассматривать в двух смыслах. Так принято называть процесс, когда производится безвозмездное отчуждение имущества гражданину или семье.

Если разбираться шире, то закон о приватизации государственного и муниципального имущества дает возможность приватизировать не только квартиру, так любой гражданин, а также коммерческая организация сможет получить нежилое помещение или даже объект культуры, исключая то, которое по закону, может находиться исключительно в ведении государства.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по жилищным делам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Звонок по бесплатной линии
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 14 85 03

Задать вопрос юристу в онлайн чате, ответ через 10 минут

Узнать цены на услуги юриста по жилищным делам

Приватизировать государственное муниципальное имущество можно по одной из следующих схем:

  1. Получение жилья всегда является бесплатным, оно может быть выполнено только гражданами, которые проживают в нем. Не является приватизаций передача имущества, которое принадлежит городу, но продается по рыночной цене.
  2. Приватизация муниципального имущества, если им выступает земля, может быть платной, но возможна полностью бесплатная передача для граждан, у которых ранее был участок, который они унаследовали или получили в бессрочное владение.
  3. Оформление передачи предприятия или прочего имущества, которая осуществляется абсолютно безвозмездно, в этом случае получателем часто выступает не только определенный человек, но и крупная организация.

Приватизация муниципального жилья

Муниципальная квартира, документы на которую уже собраны, должна передается в соответствии с местными правовыми актами. Их содержание во всех регионах почти одинаковое.

Если лица, которым передается имущество, полностью исполняют условия договора продажи, с ними подписывают акт передачи. Когда недвижимость переходит в собственность новых владельцев, они получают право распоряжаться ей.

Нельзя будет получить в собственность недвижимость, которое:

  1. Располагается в военном городке.
  2. Находится в аварийном доме.
  3. Является частью дома-интерната.

Основная особенность приватизации – добровольность и одноразовость. Никто не может заставить лицо взяться за данный процесс. Это обязательно для местных или государственных органов, которые иногда стремятся навязать свою позицию жильцу.

Решение и способы приватизации государственного и муниципального имущества подбираются всеми людьми, которые прописаны на определенной жилплощади. Процесс достаточно осуществить однажды. Данный принцип является чрезвычайно важным, но его зачастую обходят.

Он распространяется только на лиц, являющихся совершеннолетними на период оформления документов. Лица, которые им наследуют, будут иметь полное право продажи. Не каждый стремится получить недвижимость в свою собственность.

Часто причинами этого является нежелание заниматься сбором документов, требующихся для переоформления жилья, уточнять порядок и способы.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Основное ее преимущество заключается в том, что жилец становится полным ценником и получает право распоряжения квадратными метрами по своему желанию. Их можно будет завещать, подарить или продать, сделать любую другую имущественную операцию.

Неприватизированную площадь не получится сделать залогом, а ее продажа будет сопровождаться рядом трудностей. Сдать подобную недвижимость в аренду также бывает проблематично.

Из неприватизированной жилплощади не получится выписать жильца, не возместив расходов. Это актуально и в случаях, когда их долги за предоставленные услуги довольно велики. Если сносят ветхий дом, а имущество не находилась в собственности граждан, будет предоставлена другая жилплощадь.

В общежитиях более выгодно оставаться нанимателем. Квартиру данного типа бывает сложно продать, но возможно со временем наступит расселение, которого все ожидает. После приватизации стоимость квартплаты немного повысится. Если жилье пострадает и виной этому будет собственник, государство не предоставит ему аналогичное.

Порядок приватизации муниципального имущества

Может быть выполнена безвозмездная приватизация муниципального предприятия или городской квартиры, приходиться члену семьи полагается по 21 квадратному метру личной площади, еще предоставляется дополнительных 10 квадратов.

За какие-либо излишки площади предполагается доплата в виде денег или чеков, при этом устанавливается базовая стоимость на один квадратный метр. Для новорожденных также предусматривается норма площади, передаваемая безвозмездно.

Вне зависимости от суммарной площади, можно осуществить приватизацию:

  1. Однокомнатной квартиры.
  2. Жилплощади, которая была получена при сносе или процессе выселения из дома, который ранее принадлежал гражданам, выступая личной собственностью.
  3. Если владельцы имеют определенные льготы.
  4. Квартиры военнослужащих, к которым льгота была установлена соответствующим законом.

Также будет необходима ее проверка с юридической чистоты.  Важно, чтобы этим занимался опытный специалист, способный разобраться со всеми сложностями и особенностями. Он даст советы, касающиеся особенностей, и поможет обойти все подводные камни.

Условия приватизации муниципального имущества

Для всех порядок приватизации муниципального имущества одинаков и подразумевает обязательную явку в ЖЭК всех совершеннолетних членов семьи, подписание ими заявления установленной формы. Осуществлять этот процесс следует на каждого совершеннолетнего человека, если хоть один из них выступает противником этого, в приватизации будет отказано всем.

Если имеются несовершеннолетние, нужно представить их документы, заполнить бланк на приватизацию муниципального имущества, прописывают данные на всех прописанных пользователей, также новорожденных или временно отсутствующих лиц, все же сохраняющих права на жилье.

Также следует оставить информацию, которая необходима для выполнения приватизации: площадь муниципального имущества, номер счета. Мастером или соответствующей технической службой выдают оформленный техпаспорт.

Необходимо обратиться в отдел, занимающийся приватизацией, узнать все положения и правила. Такой отдел обязательно присутствует в любой местной администрации. Рассмотрим, какие документы нужны для приватизации муниципальной квартиры:

  1. Паспорта, а также бумаги, служащие удостоверением личности.
  2. ИНН.
  3. Заявление установленной формы.
  4. Справка, взятая в ЖЭКе.
  5. Техпаспорт на жилье.
  6. Справки, подтверждающие наличие льгот у членов семьи.

Если кто-то был прописан в квартире, нужно будет собирать справки с прежних мест жительства, чтобы установить периоды прописки и уточнить, принимал ли человек участие в процессе приватизации ранее.

Далее план предусматривает оплату установленных квитанций, если это требуется.

Свидетельство, подтверждающее собственность, выдается спустя месяц после регистрации поданного заявления, это устанавливает закон.

Приватизация муниципального предприятия

Сейчас условия приватизации муниципального имущества довольно просты. Весь состав имущества, подлежащего этому процессу, указывается в передаточном акте. В его основе лежат данные документов, среди которых аудиторское заключение, данные о земельных участках, а также праве на них.

Также прописываются все сооружения или здания, оборудование, передаваемый инвентарь, сырье, готовая продукция, размер долга, если он имеется. В акте также прописывают данные о земле, относящейся к общему имущественному комплексу, передающемуся для приватизации.

Акт включает расчеты, касающиеся балансовой цене активов, в нем указывается размер уставного капитала, создаваемого благодаря преобразованию предприятия.

Баланс рассчитывается в соответствии с ценностью активов, во внимание берутся данные действительных бухгалтерских расчетов, которые подготавливаются с учетом выполненных ранее инвентаризаций.

Цена земельного участка равняется кадастровой стоимости, если общество создают при преобразовании предприятия. В прочих случаях цену земельного участка приравнивают к рыночной.

Петр Романовский, юрист Стаж работы 15 лет, специализация – жилищные, семейные, наследство, земельные, уголовные дела.

Источник: https://advocate-service.ru/privatizaciya/municipalnogo-imushhestva.html

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества: порядок приватизация имущества государственного и муниципального жилищного фонда на основании договора передачи имущества | Жилищный консультант

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества
797

Под приватизацией понимается процедура переоформления жилища муниципального типа в личную собственность. Участниками процедуры становятся: наниматель и все лица, имеющие постоянную регистрацию в жилом помещении.

После проведения приватизации наниматель становится собственником жилья и получает право распоряжаться недвижимостью по своему личному усмотрению и совершать с ним все виды сделок, которые предусмотрены законодательством.

Регулируют подобные правоотношения несколько законодательных актов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

  • Жилищный кодекс РФ.
  • Закон №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В соответствии с этими документами, гражданин получает право на бесплатное приватизирование жилого помещения раз в жизни.

В некоторых случаях допускается повторное участие в процедуре: когда гражданину на тот момент еще не исполнилось 18 лет или если первую попытку суд признал недействительной.

Приватизация жилых помещений государственного жилищного фонда началась в 90-х годах и продолжается до сих пор. Раз в три года производилась пролонгация приватизационного закона, а в итоге была установлена бессрочно.

Помимо общепринятой трактовки термина, существует еще и более широкое определение. Приватизация муниципального нежилого помещения подразумевает под собой передачу гражданам и жилой, и коммерческой недвижимости на бесплатной основе, которой по закону может принадлежать исключительно государству.

Варианты приватизации государственного и муниципального помещения

Законом определены несколько способов приватизирования государственных и муниципальных помещений:

  1. Путем преобразования организаций государственного типа в акционерное общество.
  2. При переводе подобного имущества в ООО без выпуска акций.
  3. Посредством реализации недвижимости или акций в составе уставного капитала предприятия, являющегося государственным, на специальном аукционе.
  4. Через реализацию акций таких организаций на конкурсной основе.
  5. При помощи продажи акций доверенным лицом или на бирже.
  6. Реализация имущества с необъявленной стоимостью.
  7. При вкладе имущества в организованное акционерное общество.

Способ приватизации определяет тот исполнительный орган власти, который имеет право распоряжаться имуществом.

Порядок приватизации государственного и муниципального помещения

Приватизирование муниципального или государственного имущества проводится в соответствии с установленным порядком:

  1. На начальном этапе происходит планирование будущего приватизационного процесса. На муниципальном уровне этим вопросом занимаются органы местного самоуправления, которые владеют имуществом, а в отношении государственной собственности окончательное решение принимает госорганы.
  2. Далее происходит выбор способа переоформления недвижимости в законное владение третьего лица. Также выбирается органами власти.
  3. Определяется будущий владелец имущества.
  4. Осуществляется приватизационная процедура.
  5. Собственник получает соответствующие вписку из ЕГРП, подтверждающую владение имуществом по праву собственности.

Порядок приватизации муниципальной недвижимости и государственного имущества имеют некоторые различия.

Прежде всего, не все помещения государственного типа могут принимать участие в процедуре (например, квартиры в военных частях или служебные помещения не подпадают под приватизацию).

Порядок процедуры зависит и от того, сколько стоит недвижимость. Государственное владение намного дороже, чем муниципальное, и в отношении него проводятся специальные аукционы и торги.

В качестве претендентов на приватизацию такой собственности могут выступать физические и юридические лица, исключая унитарные предприятия. Для оформления приватизации следует обратиться в Департамент жилищных отношений и в тот орган власти, который выставил недвижимость на торги.

Прогнозный план о приватизационном процессе такой недвижимости составляется и утверждается раз в год. Итоги проведенной приватизации сообщаются Правительству РФ не позже 1 марта следующего года.

Документы для приватизации

Договор приватизации муниципального имущества нежилого помещения оформляется после предоставления всех необходимых документов:

  • Заявка на приватизирование конкретного объекта. Образец заявления можно посмотреть и скачать: [Образец заявления на приватизацию государственного и муниципального имущества].
  • Финансовый документ, подтверждающий внесение необходимой оплаты.
  • Бумага из ФАС относительно уведомления ведомства о приобретении имущества в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
  • От физических лиц потребуется паспорт, а от юридических, копии учредительных документов, заверенных в нотариате.
  • Документальные доказательства права претендента на приватизацию такого имущества.

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества

Несмотря на то, что способы и сама процедура приватизации муниципального помещения и недвижимости государственного типа очень схожи, существуют и некоторые различия:

  • Если муниципальное имущество практически все подпадает под приватизацию, то государственное помещение некоторых типов не может быть приватизировано. К таким относятся, квартиры в военных городках или частях.
  • Стоимость муниципального имущества как правило намного меньше, чем государственной собственности, поэтому предусматривается процедура аукциона.
  • Приватизация муниципальных земель происходит только на основании правового акта местной власти.

В остальном процедуры практически не имеют различий.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особенностям приватизации государственного и муниципального помещения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Павел. Я специалист в сфере компьютерных технологий. Несколько лет назад меня пригласили на работу в солидную государственную компанию и предоставили корпоративную квартиру для проживания. Условием моей работы было то, что после трех лет проживания я смогу ее приватизировать в полное свое владение.

Относительно жилища был оформлен договор безвозмездного пользования, а помещение являлось государственным.

Три года прошло и теперь я захотел приватизировать жилище, однако получил отказ по причине того, что жилье мне было предоставлено в порядке безвозмездного пользования и относится к государственным служебным помещениям, которые вообще под приватизацию не подпадают?

Подскажите, могу ли я рассчитывать на получение этой квартиры в будущем или это уже невозможно?

Ответ: Здравствуйте, Павел, согласно ст. 4 Закона №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» те государственные помещения, которые относятся к разряду служебных, не могут быть приватизированы. Также жилище было предоставлено вам на безвозмездной основе, что тоже исключает приватизацию.

В вашей ситуации следует потребовать от работодателя выполнения своих обязательств, если таковые зафиксированы в письменном виде, и предоставить вам другое жилое помещение в собственность, поскольку данная жилплощадь под приватизацию не подпадает. Если они не согласятся, то требовать удовлетворение своих претензий уже в судебном порядке.

Заключение

В итоге можно составить несколько тезисов:

  1. Понятие «приватизация» можно рассматривать в нескольких вариантах.
  2. Приватизация государственного и муниципального жилья подразумевает не только переоформление в собственность жилых помещений, но и нежилой коммерческой недвижимости.
  3. Оформляется приватизация в Комитете жилищных отношений.
  4. Различается несколько способов приватизирования подобного имущества.
  5. Подходящий вариант выбирает тот орган власти, который распоряжается недвижимостью.
  6. Различается порядок переоформления недвижимости разных типов.
  7. Особенности приватизации государственного имущества — выставление его на аукционы и торги по причине своей высокой стоимости.
  8. В качестве претендентов могут выступать физические и юридические лица, за исключением унитарных предприятий.
  9. В приватизационном процессе не может принимать участие некоторое государственное имущество.
  10. Для оформления приватизационного соглашения потребуется список документации, утвержденной законом.

Образцы заявлений и бланков

Для оформления государственного и муниципального имущества потребуется следующий документ:

  • Образец заявления на приватизацию

Вам будут полезны следующие статьи

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Источник: http://estate-advisor.ru/privatizaciya/process-privatizacii/osobennosti-privatizacii-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-zhilya/

Приватизация государственного и муниципального имущества

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.

Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

  1. земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  2. природные ресурсы;
  3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
  4. государственный резерв;
  5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  6. государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
  8. государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  9. имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  10. государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
  11. акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;
д) органы местного самоуправления

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.

При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Источник: http://be5.biz/pravo/p007/14.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.