Особенности государственной и муниципальной собственности

Понятие государственной и муниципальной собственности и ее особенности

Особенности государственной и муниципальной собственности

Признание права собственности одним из естественных прав человека и наиболее абсолютным вещным правом является тем событием, которое, без сомнения, следует причислить к достижениям юриспруденции. Однако при этом необходимо признать, что дискуссии о содержании этого понятия, о его возможных видах и формах не прекращены до настоящего времени.

Формы собственности имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяются правовой режим имущества, составляющего объект этого права, и спектр тех возможностей, которыми в отношении указанного имущества располагает собственник [18, с. 25].

В Конституции РФ закреплены следующие положения о собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8); «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ч. 2 ст. 9) [1].

Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) в п. 1 ст. 212 также воспроизводит положения Конституции РФ и предусматривает, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [2].

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст. 214 ГК РФ).

Следует различать понятие государственной собственности как экономической категории и понятие права государственной собственности. Государственная собственность как экономическая категория представляет собой общественное отношение по владению, пользованию и распоряжению различным имуществом, принадлежащим Российской Федерации и ее субъектам.

Право государственной собственности следует рассматривать в двух смыслах – в объективном и субъективном [15, с. 396].

Право государственной собственности в объективном смысле представляет со­бой совокупность юридических норм, закрепляющих принадлежность материаль­ных благ Российской Федерации и субъектам РФ, а также регулирующие отно­шения по владению, пользованию и распоряжению материальными благами ли­цами, уполномоченными на то государственными органами.

Право государственной собственности как институт российского права носит межотраслевой характер и содержит в себе не только нормы гражданского права, но и других – государственного, административного, земельного и др.

Однако нормы гражданского права занимают в нем доминирующее положение.

Они оп­ределяют правовой статус субъектов и объекты права государственной собствен­ности, правовой режим имущества унитарных предприятий и учреждений, в хозяйственном ведении и оперативном управлении которых они находятся, а также иные вопросы.

Право государственной собственности в субъективном смысле представляет собой юридически обеспеченную возможность конкретных субъектов права государственной собственности владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом в пределах, установленных законом.

Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом государство осуществляет непосредственно как единый субъект, а также через государственные юридические лица.

Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом составляют содержание права государственной собственности. Гражданский кодекс в ст.

2 закрепил равенство всех участников гражданских правоотно­шений, в том числе государство.

В условиях перехода к новым рыночным отно­шениям Российская Федерация и ее субъекты выступают в гражданских правоот­ношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражда­нами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК).

Поэтому государство как собственник совершает в отношении своего имуще­ства любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие прав и охра­няемых законом интересов других лиц, а также не противоречащие законам об охране природы, окружающей среды, использовании природных ресурсов и т.д. [15, с. 396].

Право государственной собственности, или, иными словами, право публичной собственности представляет собой «особое, видоизмененное право собственности по сравнению с правом частной собственности.

Подобное видоизменение, происходит вследствие внедрения в частноправовую конструкцию права собственности, закрепленной гражданским законодательством, категории публичных интересов и идеи «общего блага», которые получают детальное развитие применительно к государственному и муниципальному имуществу в рамках публичного и прежде всего административного законодательства» [12, с. 50].

Необходимо отметить, что наличие особенностей правового статуса публичных субъектов, равно как и особенностей право­вого режима публичной собственности, бы­ли традиционно присущи отечественному законодательству.

Так, еще в Своде законов Российской Империи, в ст. 421 ч. 1 т. X законодатель, регламен­тируя отношения государственной собст­венности в гражданском законе, признавал наличие такого собственника, как государ­ство, а значит, и такого субъекта граждан­ского права [14, с. 94 – 102].

Кроме того, в п. 1 «Положения о казенных подрядах и поставках» было определено, что казна в производстве договоров подряда и поставки поступает единообразно на ос­новании общих правил, кроме особых случаев.

Соответственно дореволюционное законодательство признавало наличие особенностей граждан­ско-правового статуса государства при его выступлении в гражданских правоотноше­ниях.

Русские цивилисты указывали на то, что в фигуре государства как частноправо­вого субъекта самым тесным образом пере­плетаются публичные и частные элементы. То есть государство признавалось частноправовым субъектом, причем такой субъект имел определен­ные особенности своего статуса.

Таким образом, русская дореволюционная цивилистическая доктрина признавала государство при его участии в гражданско-правовых отношени­ях юридическим лицом и называла его в этом качестве «казной». Но государство бы­ло особым юридическим лицом – «публич­ным».

В советский период государственная собствен­ность обладала целым рядом особен­ностей, которые позволяли отличать ее от част­ной собственности граждан и юридических лиц по «степени обобществления» и «осо­бенностям обобществляемого имущества» и говорить, таким образом, о существо­вании государственной собственности как формы собственности [14, с. 94 – 102].

Закрепление в законодательстве со­ветского периода понятия «форма собственности» приводило к созданию в стране привилегированных условий для социали­стической, прежде всего государственной, формы собственности.

Так, на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконно­го владения колхозов и иных кооператив­ных и общественных организаций или гра­ждан не распространялась исковая давность (ст. 17 Основ гражданского законодательст­ва Союза ССР и союзных республик).

Со­ветское законодательство не знало институ­та приобретательской давности: все задав­ленное имущество находилось в собствен­ности государства.

Для государственного имущества было предусмотрено правило неограниченной реституции, то есть государст­венное имущество, неправомерно отчуж­денное каким бы то ни было способом, мог­ло быть истребовано от всякого приобретателя, в том числе и добросовестного (ст. 28 Основ).

На имущество, принадлежащее государственным организациям, не могло быть обращено взыскание по долгам госу­дарственных организаций, оно также не могло быть предметом залога (ст. 22 Ос­нов). Государственное имущество безвоз­мездно передавалось от одной государст­венной организации к другой вплоть до 1987 г. (ст. 22 Основ). Исключалась воз­можность существования общей собствен­ности граждан и государства (ст. 26 Основ).

При этом, вне всякого сомнения, пуб­личные собственники, в отличие от субъек­тов права частной собственности, имеют целью не только эффективное использова­ние принадлежащей им собственности в имущественном обороте в своем интересе.

Государству (и муниципалитетам) прихо­дится решать судьбу публичного имущества исходя из потребностей экономического развития в целом, с учетом ряда общесоци­альных факторов, что определяется необходимостью детально и по-особому регулиро­вать в том числе процессы управления государственной собственностью [14, с. 94 – 102].

Однако происходить это должно не в рамках выделения норм, составляющих институт права пуб­личной собственности в составе конституционно-правового регулирования, а в рам­ках закрепления особенностей правового регулирования отношений публичной соб­ственности в нормах гражданского права и другого отраслевого законодательства в соответствии с положениями п. 2 ст. 124 ГК РФ.

Те или иные особенности правового режима публичной собственности могут устанавливаться как нормами непосредственно гражданского законодательства, так и нормами законода­тельства, имеющего иную отраслевую при­надлежность.

Итак, необходимо отметить, что действующее гражданское законодательство оперирует двумя терминами:

– «государственная собственность», под которой понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Феде­рации или ее субъектам (в настоящее время для имущества, принадлежащего Российской Федерации, все чаще применяется тер­мин «федеральная собственность»);

– «муниципальная собственность»,которая представляет собой имущество, принадлежащее муниципальным образованиям [10, с. 21].

При этом имущество, находящееся в публичной собственности (государственной или муниципальной), закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями. Имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета составляют казну РФ, ее субъ­екта либо муниципального образования.

Главной особенностью государственной и муниципальной собственности является ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований [16, с. 276 – 277].

Еще одной особенностью является наличие у публично-правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде издания нормативных правовых актов различного уровня.

У государства это полномочие основано на суверенитете, в силу которого оно обладает на территории Российской Федерации всей полнотой государственной власти.

У иных публично-правовых образований такое полномочие производно от суверенитета государства, на территории которого они находятся, и закрепляется за ними с санкции государства [16, с. 276 – 277].

В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому издавать нормативные акты, затрагивающие непосредственно режим права собственности, может только Российская Федерация.

В то же время ее субъекты в пределах своего ведения и муниципальные образования также вправе издавать нормативные акты по вопросам, входящим в их компетенцию, например по вопросам управления государственной (муниципальной) собственностью.

Эти акты могут оказывать косвенное правовое воздействие и на содержание режима права собственности.

Другим отличием является наличие специальных оснований возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности. Такими основаниями являются, например, реквизиция (ст. 242 ГК РФ), конфискация (ст. 243 ГК РФ), приватизация (ст. 217 ГК РФ), обращение имущества в доход государства (ст. 169, п. 2 ст. 179 ГК РФ).

В собственности публично-правовых образований может находиться более широкий круг объектов, чем в собственности частных лиц. В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК РФ виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, определяются законом.

Источник: https://studopedia.ru/19_318175_ponyatie-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti-i-ee-osobennosti.html

40. Особенности права государственной и муниципальной собственности

Особенности государственной и муниципальной собственности

Правогосударственной собственности вобъективном смысле–совокупность правовых норм, закрепляющихтри полномочия собственника РФ и еесубъектов по отношению к государственному(общенародному) имуществу. Эти нормыобразуют институт права государственнойсобственности.

Правогосударственной собственности всубъективном смысле–принадлежащие государству три полномочиясобственника, которые осуществляютсяс учетом общенародных интересов.Государственное имущество должноиспользоваться субъектами государственнойсобственности по его целевомуназначению. Субъектамиправа государственной собственностиявляются:РФ, ее субъекты.

Особенностиобъектов права государственнойсобственности:ихкруг неограничен; в их круг входитимущество, составляющее исключительнуюсобственность государства (котораяиспользуется только в интересах народаили для обслуживания особых государственныхнужд, она не может находиться в частнойсобственности): недра, лесной фонд,водные ресурсы, ресурсы континентальногошельфа; объекты культурно-историческогонаследия, имущество государственнойказны, объекты ядерной энергетики,ядовитые и наркотические вещества ит. д. Имущество, находящееся всобственности государства, делится надве части: закрепленное за юридическимилицами на праве хозяйственного веденияи оперативного управления и не закрепленноеза юридическими лицами (оно составляетгосударственную казну). В государственнуюказну входят: средства федеральногобюджета, Пенсионного фонда РФ, Фондасоциального страхования и другихвнебюджетных фондов РФ, Фонда Центральногобанка РФ, золотой запас и т. д. Объектомвзыскания кредиторов по долгам государстваможет быть только имущество, незакрепленное за юридическими лицами.Таким объектом являются средствабюджета. Имущество государства подлежитрегистрации в соответствующем реестрефедеральной государственной собственности(собственности субъектов РФ).

Основания(способы)возникновения и прекращения правагосударственной собственности:общегражданские(характерныеи для других субъектов); специальныеспособы(характерные только для государства) –национализация, реквизиция, взиманиеналогов и обязательных платежей, переходгосударству по праву наследованиявыморочного имущества, принудительноеизъятие имущества, в том числе путемвыкупа его. Специальное основаниепрекращения права – приватизация.

Государствоосуществляет права собственника,действуя при этом в хозяйственномобороте через свои органы, обладающиесоответствующей компетенцией, основнойгосорган – Федеральное агентство поуправлению федеральным имуществом.

Субъектыправа муниципальной собственности–муниципальные образования. Управлениемуниципальной собственностьюосуществляется органами: 1)представительными(выборными органами); 2)органамиместного самоуправления;3)муниципальнымипредприятиями и учреждениями, за которымизакреплена муниципальная собственностьна праве хозяйственного ведения илиоперативного управления.

Объектыправа муниципальной собственности–средства местного бюджета, муниципальныевнебюджетные фонды, имущество органовместного самоуправления, а такжемуниципальные земли и другие природныересурсы, находящиеся в муниципальнойсобственности, муниципальные предприятияи организации, муниципальные банки идругие финансово-кредитные организации,муниципальные жилищный фонд и нежилыепомещения, муниципальные учрежденияобразования, здравоохранения, культурыи т. д.

Особенностимуниципального имущества. 1.

Муниципальноеимущество делится на две части: одначасть закреплена за муниципальнымипредприятиями и учреждениями на правехозяйственного ведения или правеоперативного управления, вторая –составляет казну муниципальногообразования, включающую в себя средстваместного бюджета и иное муниципальноеимущество, не закрепленное за муниципальнымипредприятиями и учреждениями. 2.Рядобъектов является исключительномуниципальной собственностью, т. е.объекты изъяты из гражданскоготоварооборота (муниципальные учрежденияобразования, здравоохранения, культуры,спорта). 3.Объектымуниципальной собственности предназначеныдля решения вопросов местного значения:для удовлетворения жилищно-коммунальных,социально-культурных потребностейнаселения данной территории (целевойхарактер).

Основаниявозникновения права муниципальнойсобственности:общегражданскиеи специальные.

 Специальные–поступление денежных средств отприватизации; денежные суммы, уплаченныев виде налогов и штрафов; плата запользование природными ресурсами;государственное имущество, переданноев муниципальный фонд; денежные средства,отчисленные РФ от собранных налогов, иденежные средства, выделенные ей дляреализации отдельных государственныхполномочий и др.

Полномочияорганов местного самоуправления поуправлению муниципальнойсобственностью:передачамуниципальной собственности во временноеили постоянное пользование физическимлицам или отчуждение ее (т. е.

совершениесделок); создание муниципальныхпредприятий и учреждений; определениецелей, условий, порядка деятельностипредприятий и учреждений, находящихсяв муниципальной собственности;распоряжение средствами местногобюджета; приватизация.

Источник: https://studfile.net/preview/3828981/page:21/

Государственная и муниципальная собственность

Особенности государственной и муниципальной собственности

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации (РФ), субъек­тов РФ, муниципальных образований.

В Российской Федерации признаются частная, государствен­ная, муниципальная и другие формы собственности. Таким об­разом, имеет место многообразие форм собственности.

Государственной собственностью в РФявляется:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, — федеральная собственность;

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъ­ектам РФ, — собственность субъектов РФ;

3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные обра­зования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений — гражданами и юри­дическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.

По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образо­вание отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на право хо­зяйственного ведения или оперативного управления.

Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреж­дениями, составляют государственную казну Российской Федера­ции, казну субъекта РФ,

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселе­ниям, а также другим муниципальным образованиям.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица.

Имущество, нахо­дящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и другое муниципальное имуще­ство, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствую­щего муниципального образования.

Имущество, находящееся в государственной или муници­пальной собственности, может быть передано его собственни­ком в собственность граждан и юридических лиц, то есть прива­тизировано.

Имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой.

Общая собственность без определе­ния таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой.

Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и из­менения долей в зависимости от вклада каждого из них в обра­зование и приращение общего имущества.

Участники общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю.

Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и поль­зование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Каждый долевой собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохране­нию. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за ко­торую она продается, и на прочих равных условиях.

Право хозяйственного ведения позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или муници­пального унитарного предприятия в определенных пределах.

Собственник такого имущества решает вопросы создания, ре­организации и ликвидации предприятия, определяет предметы и цели его деятельности, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранно­стью имущества.

Финансовый аспект взаимоотношений состоит в том, что собственник может получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собст­венности на закрепленное за ними имущество. Имущество уни­тарного предприятия является неделимым и не распределяется на вклады или долевые участия работников.

Управление унитарным предприятием осуществляет руково­дитель, назначаемый собственником, либо орган, уполномочен­ный собственником и подотчетный ему. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам соб­ственника его имущества.

Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве государственного или муниципального хозяйственного ведения, принимается соответственно уполномоченным государ­ственным органом или органом местного самоуправления, кото­рый утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставный капитал полностью подлежит оп­лате собственником на момент регистрации унитарного пред­приятия. Предприятие несет ответственность перед собственни­ком и кредиторами за соответствие величины уставного капита­ла размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала производится в том случае, когда размер чистых активов стано­вится меньше уставного капитала. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного испол­нения обязательств должником, а также возмещения убытков.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его дея­тельности, осуществляет контроль за использованием по назна­чению и сохранностью принадлежащего предприятию имущест­ва. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику.

Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйствен­ное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также другие ограниче­ния на распоряжение имуществом без согласия собственника.

Право оперативного управления осуществляется унитарным предприятием, являющимся федеральным казенным предприяти­ем, созданным по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ. Российская Фе­дерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Ре­организация или ликвидация казенного предприятия осуществ­ляется только по решению Правительства РФ.

Руководитель казенного предприятия распоряжается имуще­ством только с согласия собственника. Собственник может вы­делять финансовые ресурсы для приобретения казенным пред­приятием имущества, которое также не может быть впоследст­вии отчуждено без согласия собственника.

Собственник опреде­ляет порядок распределения доходов.

Произведенная продукция может реализовываться казенным предприятием самостоятельно, если собственник не установил какие-то ограничения, связан­ные, к примеру, с выполнением государственного заказа или договорных обязательств.

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с пла­ном-заказом и планом развития предприятия.

Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, работах и услугах, производимых предприятием с целью обеспечения поставок для государствен­ных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до предприятия обязательный для исполнения и согласованный с Минэкономики РФ и Мин­фином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия.

Продукция, работы и услуги, произведенные в соответствии с планом-заказом, на которые в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирова­ние цен и тарифов, реализуются по ценам или тарифам, уста­навливаемым уполномоченным органом.

Принцип и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Минэкономики РФ и Минфином РФ с участием уполномоченного органа.

Про­дукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоя­тельной хозяйственной деятельности, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законода­тельством РФ, — по государственным ценам.

Источниками формирования имущества и финансовых ре­сурсов казенного предприятия являются: имущество, переданное ему собственником для ведения производственной и финансово-хозяйственной деятельности; денежные и другие средства, полученные за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; средства, выделенные из федерального бюд­жета, и средства внебюджетных фондов.

Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подго­товке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осущест­вляется за счет доходов от реализации продукции, работ и услуг.

При их недостаточности предприятию выделяются средства из фе­дерального, бюджета. Эти средства на финансирование предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Решение о выделении предприятию средств из федерального бюд­жета принимается Правительством РФ по представлению Минэко­номики РФ и Минфина РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа.

Выделение предприятию бюджет­ных средств производится только после представления уполномочен­ным органом министерствам сведений об их расходовании и общих результатах финансовой деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюд­жетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг, произве­денной в соответствии с планом-заказом и в результате разре­шенной ему самостоятельной финансово-хозяйственной дея­тельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития предприятия и на другие производственные цели, а также соци­альное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.

Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направ­ления на перечисленные выше цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Казенное предприятие представляет уполномоченному орга­ну отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ас­сигнований, а также амортизационных отчислениях.

Казенное предприятие может получать кредиты на выполне­ние уставных целей под гарантии Правительства РФ. Самостоя­тельное использование полученных им доходов допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Директор казенного предприятия распоряжается имущест­вом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользо­вание, только с согласия Мингосимущества РФ.

Предпринимательские риски казенного предприятия мини­мизированы благодаря непосредственному участию государства в решении многих финансовых вопросов.

2. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов.

Источник: https://studopedia.su/1_24346_gosudarstvennaya-i-munitsipalnaya-sobstvennost.html

Право государственной и муниципальной собственности

Особенности государственной и муниципальной собственности

Определение 1

Государственная собственность – это вид собственности, который включает в себя средства и продукты производства, находящиеся в собственности государства в полном или частичном объеме.

Если рассматривать государственную собственность в качестве экономической категории, то стоит отметить, что государственная собственность представляет собой конкретные отношения в социуме, которые возникают в результате использования имущества, которое принадлежит нашему государству.

В состав государственной собственности входят:

  • объекты, являющиеся основой национального богатства;
  • объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти (казначейство, валютный фонд и др.);
  • оборонные производственные объекты (космические и авиационные и др.);
  • объекты отраслей промышленности, которые поддерживают жизнедеятельность домохозяйств.

Пределы реализации имущественных прав устанавливаются законом, государственными и местными программами приватизации. Различные природные ресурсы, которые не являются собственностью граждан нашей страны, не принадлежат каким-то муниципальным образованиям, можно считать собственностью государства.

Стоит отметить, что права собственника на то или иное имущество могут осуществлять те лица или определенные органы, которые отмечены в статье 125 Кодекса нашей страны. Государственное имущество может быть закреплено за теми организациями и учреждениями, которые находятся в распоряжении государства.

Финансовые средства и иное государственное имущество, не принадлежащее государственным организациям, формируют казну нашей страны, казну какого-то конкретного автономного округа, края.

Передавать имущество государства в собственности федерации можно только лишь в том порядке, который закреплен законом нашей страны.

Стоит отметить, что право государственной собственности можно рассматривать как в объективном, так и в субъективном смысле.

Если рассматривать право собственности государства в объективном смысле, то можно заметить, что это право является некой системой норм, правил, которые указывают на принадлежность какого-то конкретного имущества нашей стране.

К тому же, право государственной собственности в объективном смысле отражает систему норм, которые способны контролировать и регулировать отношения по владению, использованию и распоряжению имущества какими-то конкретными лицами или же отдельными органами государства.

Можно рассмотреть право государственной собственности в качестве отдельного института права нашей страны. Стоит отметить, что право имеет межотраслевой характер.

К тому же, в нем содержатся нормы гражданского права, которые имеют огромное значение для людей и всего государства в целом. Нормы гражданского права указывают на тот статус, который имеют субъекты и объекты собственности государства.

К тому же, именно нормы гражданского права указывают на правовую систему тех организаций и предприятий государства, которые обладают определенным имуществом.

Если же рассматривать право собственности государства в субъективном смысле, то можно отметить, что такое право представляет собой возможность каких-то определенных субъектов права собственности государства иметь, пользоваться, передавать в распоряжение другим субъектам имущество, но при этом придерживаясь того порядка, который закреплен законом в нашей стране.

Право муниципальной собственности

Определение 2

Муниципальная собственность – это имущество, которое находится в распоряжении какого-то конкретного города, села или много муниципального образования.

Владение какой-то конкретной собственностью от имени муниципалитета осуществляется местными органами власти. Различные органы государства или же какие-то определенные должностные лица не могут владеть и распоряжаться муниципальным имуществом.

Муниципальная собственность состоит из следующих объектов:

  • жилые и нежилые фонды, находящиеся в ведении местной администрации;
  • организации, занимающиеся ремонтом и строительством, а также обслуживающие муниципальную собственность, городскую инженерную инфраструктуру, городской пассажирский транспорт и внешнее благоустройство;
  • иные предприятия, которые находятся под контролем местной администрации;
  • различные организации или иные объекты, которые направлены на обеспечение и поддержание здравоохранения, образования и др. (такое имущество обязательно должно быть зарегистрировано в реестре муниципального имущества).

Владение и распоряжение муниципальной собственностью может осуществляться органами местного самоуправления и лицами, указанными в статье 125 Кодекса нашей страны. Стоит отметить, что право собственности города, муниципального образования, села можно рассматривать как в объективном, так и в субъективном смысле.

Если рассматривать право муниципальной собственности в объективном смысле, то можно заметить, что право представляет собой некую систему правил, норм, которые регулируют и контролируют отношения, связанные с владением и передачей имущества. К тому же, право собственности села, города, муниципального образования отличается своим междисциплинарным характером. носит междисциплинарный характер.

Итак, в статье 130 Конституции нашей страны сказано, что местное самоуправление в нашей стране представляет собой независимое, полностью самостоятельное решение каких-то возникших вопросов самим населением.

Получается, что люди, проживающие, например, в каком-то определенном городе, в руках которого сосредоточено какое-то конкретное имущество, самостоятельно решают все вопросы, связанные с владением, распоряжением или передачей данного имущества.

У местного самоуправления можно выделить экономическую основу, которой считается то имущество, которое принадлежит конкретному муниципальному образованию.

Если же рассматривать право собственности города, села, муниципального образования в субъективном смысле, то стоит отметить, что оно представляет собой возможность иметь, использовать, передавать какое-то конкретное имущество от одного субъекта другому, но соблюдая правила и пределы, которые закреплены законом в нашей стране.

Все финансовые средства и другие объекты, которые находятся в распоряжении муниципальных организаций, формируют казну города, села или какого-то конкретного муниципального образования.

Наиболее распространенным способом реализации права как государственной, так и муниципальной собственности является передача этой же собственности различным предприятиям и учреждениям:

  • на основе оперативного управления (любая государственная или муниципальная организация может применять имущество, которое есть у нее в распоряжении, для достижения каких-то конкретных целей и задач собственной деятельности, а также для реализации целей собственника этого имущества);
  • на основе хозяйственного распоряжения (любая государственная или муниципальная организация не может выставлять на продажу, сдавать в аренду, залог или вносить недвижимое имущество в виде вклада в бюджет хозяйственных сообществ без согласия собственника.

Что касается движимого имущества, то все эти действия могут быть совершены в том случае, если в законе нет никаких ограничений по этому поводу.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravo_gosudarstvennoy_i_municipalnoy_sobstvennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.