Основания приватизации земельных участков

Содержание

Как приватизировать земельный участок

Основания приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков — это передача земли из государственной или муниципальной собственности в частные руки.

Российское законодательство предполагает, что участок, на котором расположено здание, принадлежащее гражданину, должен быть арендован или приватизирован. Не стоит путать приватизацию и приобретение в собственность — приватизация касается только участков, на которых вы уже проживаете долгое время.

В СССР земля была в собственности государства. Земля в частной собственности тогда вообще не предполагалась, а граждане пользовались своими земельными участками на правах бессрочной аренды. С распадом СССР россияне получили возможность сделать эти участки своей собственностью. Однако даже сейчас, спустя почти 30 лет, примерно пятая часть земельных участков не приватизирована.

С 2006 года приватизация земельного участка и дома, на нем стоящего, проходит отдельно. Если приватизирован только дом, владельца недвижимости могут оштрафовать.

Право на бесплатную приватизацию предоставляется только один раз. Второй и последующие случаи приватизации будут платными.

На бесплатную приватизацию земельного участка вы можете рассчитывать в следующих случаях:

Если вы — владелец дома или подсобного хозяйства, возведенного до введения в действие Земельного Кодекса в 2001 году. Эта категория охватывает все неприватизированные с советских времен участки, которыми сейчас пользуются люди.

Если вы — владелец участка, переданного вам для постройки дома в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

При этом на участке кроме индивидуального жилого дома могут быть возведены любые вспомогательные строения, однако разведение домашних животных запрещено.

Если вы — владелец участка, переданного вам для ведения личного подсобного хозяйства в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

На участке может быть возведен дом и строения для разведения домашних животных. Правила благоустройства поселения определяют, какое максимальное число животных должно быть на участке. Если это количество превышено, приватизация невозможна.

Платная приватизация возможна, если участок получен после 2001 года. Земли в рекреационных и промышленных зонах также не могут достаться бесплатно. Наконец, участок, полученный юридическим лицом также можно приватизировать только платно.

Какие участки нельзя приватизировать

Далеко не все земельные участки могут быть приватизированы. Согласно Земельному Кодексу, в частные руки нельзя передать изъятые из оборота земли.

Их нельзя купить, продать или обменять — они всегда числятся за государством.

Сюда относятся участки прибрежной полосы, государственные заповедники и парки, места массового захоронения, военные части, атомные электростанции и все пограничные сооружения.

Земли ограниченного оборота могут быть приватизированы, но только по особому разрешению или определенным субъектам. Это особо охраняемые территории водного и лесного фонда, участки в закрытых городах, земли, предоставленные для нужд транспортных компаний, космической промышленности или учреждений связи.

Какие документы нужны для приватизации

Полный пакет документов зависит от основания приватизации. Также различия в пакете документов будут зависеть от того, сформирован ли земельный участок. Точный список бумаг всегда лучше всего уточнять в уполномоченном органе администрации муниципального образования или территориальном управлении Росимущества.

Для приватизации нужны следующие документы:

  • Заявление установленного образца.
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя. Обычно это паспорт, но принимается также загранпаспорт или удостоверение личности военнослужащего.
  • Документ, удостоверяющий полномочия представителя, если заявление подает не сам представитель.
  • Документ, удостоверяющий или устанавливающий право владения участком.
  • Схема расположения земельного участка, если этот земельный участок нужно еще только образовать, а проекта межевания территории нет. Проект межевания необходим для того, чтобы точно установить границы участка и получить разрешение на строительство.
  • Выписка из ЕГРН о земельном участке. (Не является обязательным документом. Власти сами могут ее сделать.)

В качестве документов, подтверждающих право владения участком, могут выступать любые документы, заключенные при оформлении земельных сделок — договоры купли-продажи, дарения или мены. Подойдет свидетельство о наследстве, бессрочном пользовании землей или праве на земельный участок. Последнее должно быть оформлено до 1998 года.

Также право владения участком смогут подтвердить решения государственных или муниципальных органов о передаче земли. Если речь идет об участке под личное подсобное хозяйство, то подойдут выписки из похозяйственной книги — учета таких хозяйств, которым занимается органы самоуправления населенного пункта.

Наконец, право владения участком подтвердят решения колхозов и совхозов о передаче участка в долевую собственность.

Собрали документы. Что делать дальше?

Дальше нужно предоставить документы вместе с заполненным заявлением о приватизации земельного участка.

В зависимости от типа приватизации, это может быть муниципальная администрация или территориальное управление Росимущества.

В территориальное управление Росимущества можно подать документы лично, через МФЦ, в электронной форме при наличии электронной подписи или отправить по почте. В муниципальную администрацию придется обращаться лично.

Решение о приватизации будет вынесено в течении 30 дней. Если схема расположения земельного участка подлежит согласованию с Рослесхозом или его местным отделением, то срок может быть увеличен до 45 дней. Ускорить процедуру невозможно.

Первая приватизация полностью бесплатна, за исключением проекта межевания земельного участка.

Стоит проект от 5000 рублей. Межеванием занимаются частные специалисты — кадастровые инженеры. Они занимаются вопросами определения границ земельного участка и подготовкой документов для постановки территории на государственный кадастровый учет.

Каждый такой специалист числится в Реестре кадастровых инженеров и, зная ФИО или номер аттестата, можно посмотреть его выполненные проекты.

Это особенно важно, учитывая, что кадастровые инженеры несут личную ответственность за ошибки в измерениях и документах.

Запомнить важную информацию

  • С 2006 года приватизация дома и участка, на котором он стоит, раздельна. Администрация поселения может штрафовать за неприватизированный участок.
  • Если вы имеете право собственности на строение, стоящее на земельном участке, то можете провести приватизацию этого земельного участка.
  • Первая приватизация полностью бесплатна. Решение о приватизации предоставляют за 30 дней, в некоторых случаях — за 45.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df1e0bfc05c7100ad5d3dd5/kak-privatizirovat-zemelnyi-uchastok-5dfb5e02027a1500b00105b4

Основания приватизации земельного участка в 2020 году

Основания приватизации земельных участков

Основания приватизации земельных участков имеют большое количество особенностей. В первую очередь все буде зависеть от возможности получить в собственность определенную территорию.

Прежним хозяин указанных земель должен быть государственный или муниципальный орган.

Указанный орган будет выступать, как доверенное лицо Российской Федерации, в лице которого и будет осуществляться передача надела.

Что такое приватизация

Приватизация представляет из себя безвозмездную передачу прав собственности на земельный участок от государства или муниципалитета в частные руки. Объекты, которые могут быть таким образом переданы, утверждаются законом.

Соискатель также должен соответствовать определенным требованиям. Регулирует передачу Земельный Кодекс (ЗК РФ).

Им же и установлено, что передаваемые земли должны быть прописаны в решении территориального органа о безвозмездном выделении определенных территорий.

Законом установлены следующие возможные варианты получения госимущества:

  • Участок находится в пользовании не менее 5 лет и имеет принадлежность к подсобным или фермерским землям;
  • Участок, предназначенный для ИЖС, используется не менее 5 лет;
  • Лицо-получатель является членом семьи, которая имеет свыше трех детей несовершеннолетнего возраста.

При соответствии какому-либо из перечисленных условий гражданин имеет право подать заявление в муниципалитет на оформление прав на землю. Основополагающим моментом станет соблюдение целевого предназначения передаваемой земли.

Основания осуществления приватизации

Бесплатно приватизировать землю могут те граждане, которые владели ею на законном основании. Еще одна возможность – иметь на таком участке какую-либо недвижимость.

Если частный дом еще находится в стадии оформления, то бесплатная приватизация пройдет ускоренно. В административном порядке будут оказана помощь тем, у кого отсутствует необходимая документация.

Воспользоваться возможностью приобрести в свою собственность государственное имущество могут также Герои России или СССР, военнослужащие или сироты.

Процедура передачи

Передача земли в частные руки происходит в соответствии с нормами действующего законодательства. Для того, чтобы запустить процедуру, следует воспользоваться следующей инструкцией:

  • Собрать необходимые документы. Обратить внимание на вид использования земли. Именно от этих фактов и будет зависеть конкретный пакет документов;
  • Передать документы в Росреестр или муниципалитет. Документы должны полностью соответствовать вопросу обращения и не содержать ошибок или расхождений. Рассматривать их контролирующий орган будет не более 30 суток;
  • Постановка на кадастровый учет. Выполнять указанное условие необходимо только тогда, когда не определены четкие границы у передаваемого участка. Процедура проводится за счет собственных средств заявителя. На его имя будет оформлен договор на межевые работы между заявителем и инженером кадастра;
  • Вынесение решения о передаче земли. Участок уже имеет свои четко определенные границы и состоит на кадастровом учете. При наличии на руках кадастрового паспорта и выписки из госреестра можно обращаться в муниципалитет. Заявление гражданином оформляется письменно и заверяется органом-получателем. Юридическим основанием для передачи станет решение органа госвласти;
  • Оформление участка в собственность. В Росреестр передаются все документы относительно надела.

Инструкция будет полезна тем, кто заинтересовался возможностью получения бесплатного имущества от государства.

Требуемые документы

Перечень документов будет зависеть от многих факторов. Рассматривать необходимо каждую ситуацию в отдельности. Чтобы обратиться в госорган для получения в свою собственность муниципальной земли необходимо иметь при себе следующие основные документы:

  • Паспорт заявителя;
  • Документ, который может подтвердить, что надел ранее использовался законно и не занимался самовольно;
  • Свидетельство ИНН;
  • При наличии на участке существующей застройки – документ, который может подтвердить на нее право собственности;
  • Техпаспорт и паспорт кадастра на расположенный на участке дом;
  • Выписка из госреестра;
  • План участка;
  • Справка, выданная земельным комитетом, о нормативной стоимости участка;
  • Справка, выданная налоговым органом, с отражением точного размера надела и ставкой налога на него.

Совместно со всеми перечисленным документы необходимо написать заявление. В нем следует четко сформулировать просьбу о передаче в собственность надела. В нем следует отразить площадь и предназначение получаемой территории.

Случаи отказа

Отказ на просьбу о приватизации могут вынести в следующих случаях:

  • Запрашиваемая территория планируется под реализацию госнужд или вовсе изъята из обращения;
  • Территория подпадает под ст. 28 ФЗ-178;
  • Участок располагается вблизи водоема, который предназначен для общего использования;
  • Участок предназначен для землепользования неограниченным количеством лиц.

Решение, каким бы оно не было, обязательно должно быть доставлено заявителю в письменном виде. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на нормы действующего законодательства. Ссылаться на региональные нормативные акты муниципалитет не имеет права. Руководствоваться можно только Федеральными Законами.

Защита своих прав и обжалование отказа

При получении отказа в приватизации следует знать, как правильно защитить свои права.

Если заявитель получил отказ от приватизации, то в первую очередь можно обратиться в выдавший его орган для его оспаривания.

Зачастую, отказ приходит ввиду несоответствия каких-либо документов или их недостаче. В таком случае устранить нарушение следует в ближайшее время и снова обратиться с заявлением.

Заявителю могут прислать вместо договора купли-продажи только его проект. В таком случае искать защиту придется в арбитражном суде. Для этого следует написать заявление, в котором попросить признать правовой акт ненормативным.

  Если суд встанет на сторону истца, то муниципалитет обяжут заключить договор. На обращение в суд имеется свой срок. Составляет он не более 3 месяцев с того дня, как выявлено нарушение прав.

Восстановление пропущенного срока возможно только по уважительной причине.

Иск может быть подан для понуждения заключить договор. Ответчиком в таком случае станет Российская Федерация. При обращении в суд к заявлению следует приложить проект договора с четким указанием, что заключение происходит через понуждение.

Заключение

Провести процедуру приватизации можно только на сформированном земельном участке. Проводить кадастровую регистрацию государству не выгодно. В этом случае на участок будет начисляться налог. Поэтому зачастую такие земли являются не размежёванными.

В обмен на бесплатную передачу в частную собственность будущий собственник за свои средства проводит межевание. Не существует определенной схемы приватизации. Земли могут иметь разные цели использования. Обращающиеся также имеют различные права.

Перед передачей земли происходит изучение архивных данных каждого участка.

Источник: https://prozemlu.ru/osnovaniya-privatizatsii-zemelnogo-uchastka/

Основания приватизации земельного участка – в 2020 году, в том числе для бесплатной

Основания приватизации земельных участков

Оформление земельных участков в частную собственность предусматривает огромнейшее количество различных особенностей, которые приходится учитывать обычным гражданам.

Таким образом, нужно понять, какие существуют основания приватизации земельного участка и как вообще должна проводиться такая процедура в 2020 году.

Что это такое

Любые приватизационные процессы предусматривают безвозмездную передачу права собственности на недвижимое имущество гражданам.

Предоставление права собственности на земельные участки гражданам может осуществляться по отношению к тем объектам, которые напрямую указаны в действующем законодательстве, а для получения этой возможности человек должен соответствовать установленным требованиям программы.

Бесплатная передача земельных участков в частную собственность физических лиц прописана Земельным кодексом. В частности, в статье 39.1 говорится о том, что одним из ключевых оснований для передачи недвижимости является решение, принятое территориальными органами власти о выделении различных территорий на безвозмездной основе.

Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель в государственной собственности

Более конкретный перечень ситуаций, предусматривающих возможность передачи государственного имущества в частную собственность, прописан в статье 39.5 Земельного кодекса, и выглядит следующим образом:

Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Если гражданин соответствует одному из указанных условий, ему предоставляется возможность подавать заявление в территориальное отделение органа власти для оформления права собственности на землю.

Ключевым условием в данном случае является целевое предназначение переоформляемой территории.

И на момент обращения за приватизацией гражданам нужно будет обязательно подтвердить тот факт, что земельный участок использовался в соответствии с его прямым назначением.

Образец заявления о приватизации земельного участка

Нормативная база

Ключевыми нормативными актами, которыми регулируется процедура приватизации земельных участков, являются:

  • Указ Президента №301, вынесенный 25 марта 1992 года;
  • Указ Президента №631, вынесенный 14 июня 1992 года;
  • Ключевые положения государственной программы, в соответствии с которой осуществляется приватизация предприятий, указанные в Указе Президента №1535, изданном 22 июля 1994 года;
  • Указ Президента №198, принятый 14 февраля 1996 года;
  • Указ Президента №485, принятый 16 мая 1997 года.

Начиная с 27 апреля 2002 года, процедура передачи земельных участков в частную собственность осуществляется в полном соответствии с нормами Федерального закона «О приватизации…».

Основания для приватизации земельного участка

Бесплатная приватизация земельных участков предоставляется гражданам, которые владели указанной территорией на законных основаниях или имели какую-либо частную недвижимость на указанном участке.

В процессе оформления на себя частного дома проведение бесплатной процедуры осуществляется в ускоренном режиме, а если отсутствует соответствующая документация, используется административный режим.

Право на безвозмездное приобретение в частную собственность недвижимого имущества предоставляется также и другим категориям лиц, включая Героев России и СССР, военнослужащих, сирот, ветеранов и других граждан, имеющих право на получение соответствующих социальных гарантий.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Для бесплатного получения земли в собственность

В соответствии с действующим законодательством бесплатное получение земельного участка предусматривается в одном из следующих случаев:

  • человек распоряжается недвижимостью на протяжении более пяти лет;
  • истек пятилетний срок с момента предоставления указанного имущества в пользование гражданина для ведения подсобного хозяйства или частного строительства, и при этом на протяжении указанного промежутка времени человек использовал земельный участок в полном соответствии с его предназначением;
  • у землевладельца есть более трех несовершеннолетних детей, проживающих вместе с ним;
  • в ситуациях, предусмотренных действующим федеральным законодательством и отдельными законами субъектов для определенных категорий лиц;
  • на основании норм федерального законодательства в плане передачи земельных участков, расположенных в границах отдельных субъектов, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа.

Как происходит процедура

Передача недвижимости в частную собственность осуществляется в полном соответствии с нормами, установленными действующим законодательством, и выглядит следующим образом:

Собрать полный перечень необходимых документовПри этом нужно учитывать, что в каждом отдельном случае должен приниматься тип передаваемой недвижимости, а также перечень оснований, которые сподвигли заинтересованное лицо к обращению в государственные органы.Скачать образец заявления на приватизацию участка
Подача документов в территориальное управление Росреестра или муниципального органаВсю подготовленную документацию нужно крайне тщательно проверить на предмет наличия каких-либо расхождений в указанных датах, а также всевозможных опечаток или ошибок. В соответствии с установленным регламентом срок рассмотрения документов составляет не более одного месяца.
Оформление на кадастровый учетДанная процедура требуется только в том случае, если приватизируемый земельный участок не имеет четко определенных границ или же приватизируемая территория будет оформляться с уточнением границ. Сразу стоит отметить тот факт, что уточнение в данном случае будет осуществляться за собственные деньги заявителем посредством оформления договора подряда с уполномоченным кадастровым инженером.
Выносится решение уполномоченным государственным органомЕсли границы участка заранее известны, и он был оформлен соответствующим образом на кадастровый учет, вследствие чего человек получил на руки кадастровый паспорт и выписку из государственного реестра, можно подавать обращение в местный муниципалитет для того, чтобы получить решение о выделении указанной территории в частную собственность на безвозмездной основе. Именно решение муниципального органа, составленное в письменном виде и заверенное соответствующим образом, будет представлять собой юридическое основание для регистрации прав собственности.
Регистрация прав собственностиВ территориальное отделение Росреестра подается полный перечень необходимых бумаг.

Необходимые документы

При обращении в государственные органы нужно будет предоставить следующий перечень бумаг:

  • гражданский паспорт;
  • документ, которым подтверждается законность использования указанного земельного участка;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • документы, подтверждающие наличие права собственности на указанную недвижимость, расположенную на приватизируемом земельном участке;
  • кадастровый и технический паспорта на дом;
  • выписка, сделанная из государственного реестра прав недвижимости;
  • план участка и кадастровый паспорт;
  • справка, полученная в земельном комитете, устанавливающая точную нормативную стоимость участка;
  • справка, полученная из Налоговой службы, устанавливающая точный размер участка, а также сумму начисляемого земельного налога.

Скачать бланк заявления в администрацию о предоставлении земельного участка

Когда возможен отказ

Получить отказ в приватизации какой-либо территории можно только в том случае, если:

  • территория была зарезервирована для реализации каких-либо государственных нужд или же изъята из обращения;
  • запрещается приватизировать данную территорию в соответствии с нормами, указанными в статье 28 Федерального закона №178;
  • земельный участок находится на берегу какого-либо водоема общего пользования;
  • земля относится к наделам общего пользования.

Стоит отметить тот факт, что заявитель в обязательном порядке должен получить вынесенное решение об отказе в письменной форме, причем уполномоченные сотрудники муниципальных органов должны мотивировать такое решение соответствующими положениями, прописанными в федеральном законодательстве, а не какими-либо региональными нормативными актами.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/osnovanija-dlja-privatizacii-zemelnogo-uchastka/

Приватизация земельного участка в 2020 году: пошаговая инструкция, с чего начать, под частным домом

Основания приватизации земельных участков

Последние изменения: Январь 2020

Как оформляется приватизация земельного участка можно понять из приведенной ниже пошаговой инструкции.

Для владения земельным участком на правах собственности фактическому владельцу достаточно обратиться в соответствующие органы для бесплатной приватизации.

В случае невозможности данной процедуры (статус участка не позволяет приватизировать или иные обстоятельства), ЗУ можно приобрести по кадастровой стоимости.

Бесплатная приватизация

Вступить в права на землю под частным домом можно лишь имея на руках подтверждающие документы о праве собственности на сам дом (выписку из ЕГРН, соглашение о купле-продаже, дарственная и т.п.).
Процедура приватизации земельного надела под домом может осуществляться несколькими методами:

  • после выкупа земли;
  • безвозмездная приватизация по упрощенной системе;
  • по решению судебного органа.

Сколько стоит приватизация земли? Бесплатной (безвозмездной) процедура может быть в следующих ситуациях:

  • участок подпадает под дачную амнистию;
  • земля выделена под индивидуальное жилое строительство, либо для ведения ЛПХ (до вступления в силу нового Земельного кодекса (2001г.));
  • если на ЗУ уже есть дом, который используется владельцем.

Помимо этого, льготной приватизацией могут воспользоваться следующие категории граждан:

  • многодетные;
  • ветераны и участники ВОВ;
  • дети, оставшиеся без попечения;
  • и иные категории граждан, относящиеся к социально-незащищенным.

Собираясь оформить участок в собственность, используя приватизацию, необходимо обратить внимание на некоторые нюансы:

  • Воспользоваться правом бесплатной приватизации земли под домом, находящимся в долевой собственности, могут все дольщики. Для этого необходимо всеобщее их согласие или отказ одного из них в пользу другого.
  • Бесплатная приватизация земель предоставляет гражданам возможность оформления всего ЗУ или его части.
  • Для приватизации необходимо документальное подтверждение права пользования (не собственности), например, передаточный акт муниципалитета, соглашение об аренде и т.п.
  • При оформлении постройки в собственность до 1991 года способ приватизации будет бесплатным, в противном случае – ЗУ необходимо будет приобретать по рыночной стоимости.

Приватизировать земли, расположенные на территории нашей страны, могут только граждане РФ.

Есть ли платная приватизация

Сам термин «платная» приватизация земельного участка законодательством не регламентируется. Понятие приватизация говорит само за себя – это смена формы «собственности», именно собственности.

И как было сказано выше, граждане владеющие, пользующиеся и т.п. землей до вступления в законную силу новой редакции ЗК (до 2001г.

), имеют право оформить участки в собственность, воспользовавшись безвозмездной приватизацией.

Начиная с 2001 года приобретение земельного надела в собственность осуществляется согласно новому ЗК при проведении публичных торгов с размещением об этом информации в СМИ.

Какие участки нельзя приватизировать

Согласно пункту 8 статьи 28 ФЗ-178 «О приватизации…» отчуждение земельных наделов запрещено в случае если земля:

  • изъята из пользования (заражена опасными химикатами или подверглась техногенному (биогенному) заражению;
  • имеет стратегическое значение, относится к заповедникам (паркам);
  • зарезервирована для государственной необходимости;
  • относится к лесным или водным фондам;
  • является площадью, улицей, проездом, автомобильной дорогой, набережной и т.п.

Однако не допустим отказ в использовании некоторых категорий земель, чье отчуждение недопустимо законодательством. Такой заперт на пользование земель лишь носит ограничительный характер (например, запрещается заниматься на таких землях каким-то конкретным видом деятельности).

Как приватизировать земельный участок? Сама процедура, помимо сбора объемного пакета, не является чем-то не осуществимым. Достаточно лишь соблюдать некий порядок оформления.

Как приватизировать землю и перечень требуемых документов

 

Процедура осуществления приватизации земли по общему порядку проводится на основании земельного законодательства. Однако некоторые категории земель (дачные участки) могут быть оформлены в собственность на основании других нормативных актов.

Как только выбран вид земельного участка и определена его принадлежность, необходимо обратиться в орган, регистрирующий недвижимые объекты – Россреестр.
Вся процедура проводится в несколько этапов:

  • В первую очередь необходимо обратиться с заявлением в муниципалитет (территориальный земельный комитет) о вопросе приватизации (в нем должна быть указана следующая информация – будущее назначение использования ЗУ, его квадратура, расположение и т.п.). См. образец заявления ниже.
  • После подачи заявления необходимо обратиться в соответствующий орган для проведения кадастровых работ (межевание, установления границ, закрепление за участком идентификационного номера, оформление кадастрового паспорта и т.д.).
  • Далее, после получения одобрения процедуры приватизации от муниципального органа (постановление главы Администрации), заявитель может собрать все дополнительные документы и обратиться в Россреестр для регистрации права на ЗУ.

Для оформления прав собственности на землю нужно собрать целый ряд требуемых Россреестром документов:

  • заполненный формуляр заявления о получении в собственность приватизируемого участка;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • в случае подачи документов представителем, необходима нотариально заверенная доверенность;
  • выписка из ЕГРН (предоставляется вместе с кадастровым паспортом);
  • если заявителями является многодетная семья, нужно представить подтверждающие документы;
  • в случае приобретения земельного надела иной категорией граждан (льготной), прописанной в земельном кодексе, необходимо также подтвердить принадлежность к этой категории (инвалиды, дети-сироты, малоимущие и т.п.).

Количество документов может разниться в зависимости от назначения земель, оснований для обращения в госорган, категории земли и мн.др. Для более подробной информации о необходимых документах стоит предварительно обратиться в регистрационный орган. Документы можно подать и в любое отделение МФЦ, а также непосредственно через офсайт Госуслуг.

По истечении определенного промежутка времени (в среднем от 10 до 20 календарных дней) можно получить готовые документы о зарегистрированном праве на ЗУ.

Дополнительно вы можете посмотреть короткое видео, в котором рассказывается про приватизацию ЗУ.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka/

Приватизация земельных участков гражданами

Основания приватизации земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=QtwWSJla2FU

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.