Основания немедленного отобрания ребенка у родителей

Содержание

Поправки в действии: Госдума запретит отбирать детей из семьи

Основания немедленного отобрания ребенка у родителей

Всего неделя прошла с того момента, как глава государства подписал указ, в соответствии с которым вступают в силу принятые в ходе всенародного ания 1 июля поправки в Конституцию, а один из пакетов принципиальных изменений, прописанных в обновлённом Основном законе страны, уже готовится к воплощению в жизнь.

Как стало известно Царьграду, члены рабочей группы по разработке поправок в Конституцию – депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Совета Федерации Андрей Клишас внесли на рассмотрение парламента проект федерального закона о корректировке положений Гражданско-процессуального и Семейного кодексов, а также закона “О полиции”.

Речь идёт о корректировках в части защиты института семьи от безосновательных посягательств органов опеки.

С “реинкарнацией гестапо” в виде беспредела органов опеки надо покончить

Проблема, напомним, была (и пока, кстати, ещё остаётся) вопиющей. Зачастую бездумное подражание западным моделям органов ювенальной юстиции, исключительно на своё усмотрение принимающих решения об изъятии детей из семьи, превратилось в настоящий бич общества – и одновременно в вариант подпитки того “сиротпрома”, о котором не раз говорили и общество, и Церковь.

О примерах этого беспредельного идиотизма не раз рассказывал Царьград.

Одним из последних громких случаев – то, как отбирали четверых ребятишек из многодетной семьи в Оренбургской области. Всё потому, что чиновники сочли, будто дом находится в аварийном состоянии, поэтому детворе, мол, там небезопасно. Глава района вынес постановление – и этого оказалось достаточно, чтобы отнять детей.

На самом деле – протекал потолок. А денег починить самостоятельно у семьи не было. Но разве это повод для “реинкарнации гестапо”, как прозвали в Сети позже произошедшее безобразие.

И никому никакого дела не было до того, что сами же супруги, Анна и Николай, объясняли: они просили местные сельские власти помочь с ремонтом, но не получили поддержки.

В итоге к ним в дом ввалились сотрудники опеки и полиции и силой отобрали ребятишек: женщине скрутили руки и нацепили наручники, отрывая от неё одного из малышей. Безобразие, впрочем, получило огласку: родителям угрожали подобным поворотом событий (правда, никто не ожидал, что выйдет именно так – грубо и отвратительно), и они установили камеру, поэтому всё оказалось снято на видео.

И разразился скандал. Ну ведь правда же, чушь: какой-то глава, который сам, конечно, ничего толком не знает, лично никуда не ездивший, на основании каких-то докладных от органов опеки, не разобравшихся толком в ситуации (семья-то, между прочим, благополучная, просто небогатая), выносит росчерком шариковой ручки, словно эдакий поместный властитель, вердикт: несовершеннолетних – изъять.

А сколько ещё таких историй, не ставших достоянием общественности? Кто-то из соседей по лестничной площадке накляузничал – из вредности либо по причине бытовой размолвки, что, мол, такие-то своих чад голодом морят. И – о-па! – тут появляются опечные блюстители: показывайте-ка холодильник! А, масла нет и сметаны с творогом, значит – точно, изверги-мучители, отдавайте детей.

И плевать им, что только сегодня не успели ещё купить (или вообще не собирались). Забрать – и точка.

Решили отобрать? Попробуйте: через суд – и предоставьте реальные основания!

Нет, безусловно, есть случаи, когда изъятие ребёнка бывает продиктовано необходимостью: негодяи-истязатели, подонки существуют, отрицать это глупо.

Но вопрос в том, что, во-первых, нельзя грести всех под одну гребёнку, а во-вторых, если ситуация не является экстренной, то уж точно требуется нечто большее, чем оценка мелкого чиновника, которому, по большому счёту, и дела-то нет, что там реально происходит в какой-то семье. Он просто желает прикрыть, простите, свой зад на тот случай, “если что-нибудь случится”.

Действующее семейное законодательство предусматривает возможность немедленного отобрания ребёнка на основании административного акта – решения органа опеки и попечительства, до принятия судом решения, в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью ребёнка, объясняет сенатор Андрей Клишас.

А нынешним законопроектом предлагается исходить прежде всего из интересов семьи, родительского воспитания при соблюдении прав детей. С этой целью изменения предусматривают возможность отобрания ребёнка на основании решения районного суда, выносимого в порядке особого производства,

– подчёркивает Клишас.

Ведь допуская изъятие несовершеннолетних без судебного решения, по сути, создаётся риск серьёзного нарушения прав и интересов – как родителей, так и самих детей: их разлучение и, как следствие, невосполнимая утрата личного общения.

Кроме этого, нынешний механизм содержит признаки неопределённости – например, “непосредственная угроза жизни ребёнка или его здоровью”, что позволяет принимать решения по усмотрению органов опеки и попечительства, продолжает Клишас.

Проект закона внесли депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас. телеканал Царьград.

Так вот, предлагаемая редакция, по его словам, как раз-таки конкретизирует основания и критерии для изъятия ребёнка у родителей (или у других лиц, на попечении которых он находится), что сужает свободу “усмотрения” органов опеки и попечительства, когда они предоставляют соответствующие основания, чтобы отобрать ребёнка.

“Например, законопроектом предусмотрена в качестве основания для немедленного отобрания ребёнка возможность наступления его смерти в течение нескольких часов”, – уточняет сенатор.

Главное же, по мнению разработчиков, это то, что вносимые законопроектом изменения “будут способствовать созданию условий для максимально эффективной охраны прав и интересов ребёнка, а также обеспечению для него возможности воспитываться в своей семье”.

Конкретно: какие изменения собираются внести

В Гражданский процессуальный кодекс предлагается ввести ряд дополнений.

В частности, статью 319-1, которая предусматривает подачу заявления “об отобрании ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью”, но – с обязательным указанием обстоятельств, обосновывающих просьбу заявителя и свидетельствующих о необходимости таких жёстких действий.

А также статью 319-3, позволяющую принимать решение об изъятии только по решению суда. Причём, указывается в ней, “суд, рассмотрев по существу заявление об отобрании ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, выносит решение, которым удовлетворяет заявление или отказывает в его удовлетворении”.

В Семейном кодексе предстоит отредактировать статью 77: там теперь появится строчка о том, что орган опеки и попечительства или ОВД, получившие сообщение об угрозе жизни или здоровью ребёнка, “обязаны незамедлительно проверить указанную информацию и при установлении такой угрозы обратиться в суд”.

Процедуру изъятия поручат судебным приставам, но с участием не только органа опеки и попечительства и полиции, но и прокурора – причём на основании, опять-таки, решения суда.

Исключительные случаи, когда действовать нужно незамедлительно, также прописываются – это если есть “основания полагать, что смерть ребёнка может наступить в течение нескольких часов”. Но тоже должен быть составлен “акт об отобрании ребёнка с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни ребёнка”.

И – действия официальных органов могут быть оспорены родителями, усыновителями или попечителями.

В законе “О полиции” коррективы внесут в часть 1 статьи 12, где появится пункт 46, вполне конкретно расписывающий действия сотрудников внутренних органов в подобных ситуациях.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/popravki-v-dejstvii-gosduma-zapretit-otbirat-detej-iz-semi_266079

Семейное право России

Основания немедленного отобрания ребенка у родителей

⇐ Ограничение родительских прав и его отмена

Применение таких мер защиты интересов ребенка, как лишение родителей родительских прав или ограничение родительских прав, требуют обязательного судебного разбирательства и вынесения судом соответствующего решения, что, естественно, не может быть сделано достаточно быстро. В то же время на практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно, так как существует серьезная и реальная угроза жизни или здоровью ребенка.

Поэтому СК предусматривает принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей (в административном порядке) органом опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении последних родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих условиях:

  1. в случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т.п.);
  2. вынесение органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановление, распоряжение и т.п.);
  3. исполнение данного акта органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (т.е. немедленно).

Конкретное название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка законом не определяется и в разных субъектах РФ может быть различным. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г.

№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.

) органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора об отобрании ребенка.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимает при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей).

Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26—28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

При отобрании ребенка у родителей (одного из них) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган опеки и попечительства возлагается обязанность обеспечить временное устройство ребенка.

Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно прежде всего в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Здесь ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь.

Однако с учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иные учреждения (воспитательное учреждение, школу-интернат, дом (базу) отдыха, санаторий и т.п.).

Ребенок может быть также передан родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

Отобрание ребенка органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью возможно и у лиц, заменяющих ему родителей: опекунов (попечителей) (с последующим отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей — п.

3 ст. 39 ГК); приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается — п. 2 ст. 152 СК); усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства — ст. 141, 142 СК).

В целях охраны прав отобранного ребенка и определения его дальнейшей судьбы п. 2 ст. 77 СК установлена обязанность органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка.

Источник: https://isfic.info/fam/sems65.htm

Администрация Починковского района – Прокуратура разъясняет! Основания и порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Основания немедленного отобрания ребенка у родителей

В соответствии со ст. 77 СК РФ  при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Основаниями, по которым можно изъять ребёнка из семьи, являются:

  • Алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость родителей или опекунов;
  • Повторяющиеся эпизоды семейного насилия;
  • Несоблюдение родителями мер предосторожности при привлечении ребёнка к бытовому труду;
  • Неправомерная эксплуатация детского труда;
  • Неспособность организовать необходимый для гармоничного развития отпрыска воспитательный процесс;
  • В случаях, если мать и отец уже лишены родительских прав (пункт 5 статьи 71 СК РФ) или их права на ребёнка ограниченны (пункт 4 статьи 74 СК РФ);
  • Сексуальные домогательства по отношению несовершеннолетних со стороны родственников или лиц, на попечении которых дети находятся.

Органы опеки вправе забрать ребенка из семьи без предупреждения и незамедлительно. Пунктом 1 статьи 77 Семейного кодекса предусматривается, что незамедлительное изъятие является прерогативой уполномоченной организации. Родители или опекуны не имеют юридического права препятствовать рассматриваемой процедуре.

По факту, процедура изъятия ребёнка из семьи имеет следующую структуру:

  • Поступление жалоб на семью или самостоятельное привлечение интереса органов опеки и попечительства к конкретным гражданам;
  • Изучение имеющейся информации;
  • Явка инспектора по месту изъятия несовершеннолетнего с целью проверки жилищных условий ребёнка;
  • Далее выносится предупреждение или непосредственное изъятие ребенка;
  • В случае последнего — зачитывание родителям или опекунам оповещения об изъятии ребёнка из семьи;
  • До выяснения обстоятельств несовершеннолетний остаётся под попечительством органов опеки;
  • Дальнейшие разбирательства происходят в судебном порядке (на основании искового заявления о лишении родительских прав, направленного органами опеки), где интересы малолетнего гражданина представляет попечительская организация.

Попечительские функции может на себя взять орган местного управления, если это разрешено законодательством того субъекта Российской Федерации, на территории которого выдвигается подобное ходатайство.

Передача детей при изъятии из семей в уполномоченные попечительские организации может быть произведена:

  • На добровольной основе — если родители отказываются от родительских прав;
  • В принудительном порядке.

Если несовершеннолетнего забрали из семьи принудительно, эта мера может носить временный характер.

До выяснения обстоятельств в судебном порядке, ребёнок временно размещается в одном из бюджетных учреждений типа «Дома Малютки» или Детского дома, или временно передаётся на содержание другой семьи.

В соответствии с законодательством, ребёнок не может быть усыновлён другой семьёй без разрешения родителей или опекунов до тех пор, пока эти граждане не лишатся родительских прав. Также согласия родителей не требуется, если они:

  • Пропали без вести;
  • Официально (в судебном порядке) признаны недееспособными;
  • По неуважительным причинам не проживали с ребёнком в течение длительного временного периода (больше 6 месяцев).

В течение всего времени, пока идёт судебное разбирательство, инспектор-попечитель не вправе препятствовать общению семьи с ребёнком, которого из неё изъяли.

Исключение составляют лишь те случаи, когда родители или опекуны намеренно вредят несовершеннолетнему, нанося ему телесные или психологические травмы.

Непосредственно после процедуры изъятия несовершеннолетнего попечительская организация обязана уведомить прокурора.

После изъятия ребенка из семьи органами опеки и попечительства в течение7 рабочих дней направляется исковое заявление в суд с целью лишения родительских прав недобросовестных отца и мать. Если суд выносит решение в пользу ответчика, отпрыск возвращается к родным.

Если судопроизводство решило удовлетворить ходатайство истца, родители лишаются прав на ребёнка. Однако отпрысков, признанных социальными сиротами, могут взять под опеку другие родственники. К тому же, со временем родители смогут восстановить родительские права, если их случай не был вопиющим, и они смогут доказать, что исправились и готовы обеспечить отпрыска всем необходимым.

Важно помнить, что лишение родительских прав не освобождает родителей от алиментных выплат, а вот заставить брошенного в юном возрасте отпрыска ухаживать за престарелыми родственниками в будущем не сможет ни один суд.

Ситуация осложняется, если к тому времени, когда родные захотят вернуть несовершеннолетнего в семью, он уже будет усыновлён. В таком случае дополнительных судебных разбирательств избежать не удастся. Если отпрыску к тому времени исполнится 14 лет, судья, при вынесении вердикта, будет опираться на его мнение по поводу того, в какой семье ему дальше жить.

Подготовил помощник прокурора Починковского района В. Беляков

Источник: https://pochinki.org/index.php/organiz/prokuratura/742-prokuratura-raz-yasnyaet-osnovaniya-i-poryadok-otobraniya-rebenka-pri-neposredstvennoj-ugroze-zhizni-rebenka-ili-ego-zdorovyu

Отобрание ребенка: что это такое, причины, последствия

Основания немедленного отобрания ребенка у родителей

Законодательство России строго блюдет соблюдение прав и обязанностей ее граждан, в частности семейные правоотношения.

Случается, что в семье происходят конфликты и права ребятишек, рожденных в этом союзе нарушаются.

Существуют различные наказания для родителей за подобные провинности.

Самые строгие наказания – лишение родительских прав и возможности участия в родительских правоотношениях, а также тюремное заключение за самые грубые нарушения закона.

Но, не все деяния могут быть подвержены столь строгой ответственности. Поэтому, семейный кодекс РФ предусматривает менее грозные наказания для нерадивых родителей. Например, ограничение прав или отобрание ребенка без лишения прав.

Что такое отобрание ребенка и для чего нужно

Сама по себе формулировка данной меры ответственности перед детьми звучит устрашающе, и многих родителей, не обремененных знанием законов, ввергает в шок и заставляет бояться применения ее по отношению к своим ребятишкам.

Для чего применяется эта формулировка и что она означает? 

Важно понимать, что при осуществлении своих прав и обязанностей, не позволительно применять насилие и жестокость в отношении отпрысков, причинять вред физическому, психоэмоциональному, нравственному здоровью. 

Не разрешается также применять в воспитании меры устрашения, угроз, запугивания, экономического насилия, строгих наказаний, способных повлиять на развитие ребенка и социализацию в гражданско-правовом обществе.

В случае уничижения достоинства ребенка, оскорбление его чести, жестокого отношения в процессе воспитания, эксплуатации и насилия применяются меры наказания.

Такие ситуации требуют немедленной реакции правоохранительных органов и органов опеки по изоляции обидчиков от несовершеннолетнего гражданина. Для этого применяется первичная мера наказания – отобрание отпрыска от своих биологических провинившихся родственников.

Основания

Просто так, безосновательно или по собственному желанию никто не вправе отобрать малыша у его законных представитель. Для осуществления процедуры потребуется предоставить органам опеки весомые причины и доказательства правомерности требований по изъятию малыша.

Семейным кодексом РФ строго регламентированы ситуации, в которых допустимо отобрание ребенка у законных представителей:

  • согласно пункту 5 статьи 71 ск рф, процедура проводится при лишении обоих родителей прав на воспитание детей;
  • согласно пункту 4 статьи 74 ск рф, данная мера допустима при ограничении биологических представителей в их правах по отношению к ребенку;
  • п.2 ст 64 ск рф разрешает к проведению отобрание ребенка у родителей без лишения родительских прав, если ни один из них не в состоянии обеспечить материальное существование своего отпрыска (на основании справок о доходах и состояния жилищных условий);
  • статья 77 ск рф разрешает отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

Порядок изъятия отпрысков у родителей регулируется органами опеки.

Стоит отметить, что данная мера направлена именно в отношении нерадивых биологических пап и мам, отобрать ребятишек у других законных представителей или опекунов, которыми являются детские учреждения и родственники, не представляется возможным на основании вышеперечисленных статьей семейного кодекса РФ.

Процедура

Помимо причин безотлагательного изъятия несовершеннолетнего гражданина из биологической семьи, стоит рассмотреть подробно саму процедуру этого процесса.

Кратко процедура отобрания ребенка выглядит следующим образом:

  1. Выявляется наличие оснований для предъявления жалобы вторым родителем или другим членом семьи (это могут быть угрозы жизнью и здоровью, применение насилия в семье, нищенское существование и бродяжничество).
  2. Предъявления жалобы или заявления родственниками на основании выявленных нарушений в семье, где проживает несовершеннолетний.
  3. Незамедлительная реакция органов опеки и правоохранительных организаций по устранению нежелательного влияния на несовершеннолетнего.
  4. Вынесение органами исполнительной власти субъекта федерации постановления о незамедлительном отобрании ребенка при угрозе жизни и здоровья.
  5. Представителями органов попечительства над детьми осуществляется изъятие ребятишек от безответственных опекунов на законных основаниях.
  6. Проведение расследования в отношении совершенных деяний родственниками несовершеннолетнего и установление необходимых мер ответственности.
  7. Применение необходимых мер ответственности по отношению к биологическим попечителям изъятых детей (это может быть ограничение и лишение их прав, в зависимости от степени нарушения закона).

Для возбуждения уголовного дела в отношении грубых нарушителей семейного кодекса рф, органы опеки сообщают прокурору о проведенной ими процедуре отобрания и о факте содержания ребенка в ненадлежащих условиях, угрожающих жизни и здоровью, а также о применении насилия по отношению к несовершеннолетнему.

Факт актуальных условий содержания детей в семье должен быть подтвержден актом, закрепляющим проведение исследования этих условия и основания расследования.

При отобрании ребятишек, органы опеки обязаны обеспечить устройство детей, оставшихся без попечения родителей в детские социальные организации временного пребывания, осуществляющие реабилитационные работы с несовершеннолетними детьми из неблагополучных семей.

В течение одной рабочей недели после отобрания ребятишек от семьи, представители органов опеки предоставляют исковое заявление в судебную инстанцию на рассмотрение вопроса об ограничении или лишении прав биологических родителей с целью обезопасить несовершеннолетних от пагубного влияния родителей.

Последствия

Последствия данной меры зависят от того, какие предпримет действия судебная инстанция в отношении безответственных попечителей.

Это может быть полное или частичное лишение прав с утратой возможности контакта с отпрысками в установленном порядке или без утраты этого права.

Также, при тяжком причинении вреда физическому или психоэмоциональному состоянию ребенка, нерадивых родителей судья приговори к тюремному заключению.

Возможны менее строгие наказания, которые повлекут за собой частичную утрату возможности самостоятельного воспитания отпрысков и влиянию на них родителей.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-roditelej/otobranie-rebenka.html

Отобрание ребенка у родителей

Основания немедленного отобрания ребенка у родителей

ВОПРОС: В каких случаях возможно отобрание ребенка у родителей? Кто может отобрать ребенка у родителей? Если органы опеки отобрали ребенка у родителей, как вернуть ребенка?

ОТВЕТ: В силу п.1 ст.77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Основанием для немедленного отобрания ребенка у родителей является непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка. Это может выражаться в физическом, психическом воздействии на ребенка, оставлении ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания.

Отобрать ребенка, в случае угрозе его жизни или здоровью, можно как у обоих родителей, так и у одного из них, если угроза исходит только от одного из родителей. Кроме того, отобрать ребенка можно не только у родителей, но и у других лиц, у которых он находится на попечении.

К таким лицам могут относиться и другие родственники, например, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, а также воспитательные учреждения.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.

77 СК РФ немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Правом отобрать ребенка у родителей и иных лиц наделены органы опеки и попечительства. Отобрание ребенка происходит только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть акта Администрации Курской области. Акт о немедленном отобрании ребенка может быть принят администрацией области, если законом субъекта РФ (законом Курской области) полномочия по опеке и попечительству не переданы муниципальным образованиям области.
Статьей 2 Закона Курской области от 28.12.2007 №130-ЗКО “О наделении органов местного самоуправления в Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области по организации деятельности органов опеки и попечительства” установлено, что Курская область передает органам местного самоуправления в Курской области отдельные государственные полномочия Курской области по осуществлению полномочий, установленных статьями 4.1, 5, 6, 7, 7.1, 8 Закона Курской области от 22 ноября 2007 года №117-ЗКО “Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Курской области”.
В соответствии со ст.3 Закона отдельными государственными полномочиями Курской области, указанными в статье 2 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Курской области (далее – органы местного самоуправления).
Таким образом, указанным законом полномочия органов опеки и попечительства на территории Курской области переданы соответствующим муниципальным образованиям. На территории города Курска эти полномочия возложены на администрации округов города (Железнодорожного, Сеймского и Центрального), на территориях других районов области – на соответствующие городские и районные администрации.
Учитывая изложенное, акты, на основании которых происходит немедленное отобрание ребенка у родителей (матери или отца), вправе принимать администрации муниципальных районов и городских округов.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п.2 ст.77 СК РФ).
Данный пункт предусматривает, что после того, как органы опеки и попечительства отобрали ребенка у родителей, они обязаны незамедлительно уведомить об этом прокурора.
Кроме того, в течение семи дней после вынесения акта, в соответствии с которым было принято решение отобрать ребенка у родителей, они также обязаны обратиться в суд с иском к родителям о лишении родительских прав либо ограничении их родительских прав. При рассмотрении иска, где суд будет выяснять основания отобрания ребенка, участие органов опеки и попечительства является обязательным (п.1 ст.78 СК РФ).
Если в ходе судебного разбирательства будет установлено об отсутствии оснований, предусматривающих отобрание ребенка у родителей, органы опеки и попечительства, которые отобрали ребенка, будут обязаны вернуть ребенка родителям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА ПО СЕМЕЙНЫМ ДЕЛАМ:

08.01.2015

Дети

Источник: http://olegumerenkov.ru/otobranie-rebenka-u-roditelejj/

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Основания немедленного отобрания ребенка у родителей

Российское законодательство предусматривает случаи, когда уполномоченные органы могут временно забрать несовершеннолетнего из семьи при наличии особых обстоятельств. Как это происходит, кто этим занимается, какие последствия влечет данная процедура и что делать родителям – все это мы рассмотрим далее.

Отобрание ребенка

Само словосочетание «отобрание ребенка» звучит для многих непонятно и пугающе, но на самом деле это вынужденная мера, которая применяется крайне редко. Отобрание ребенка без лишения родительских прав происходит при непосредственной угрозе его жизни или здоровью со стороны родителей или опекунов/попечителя.

Основания и порядок отобрания по закону

По статье 77 СК РФ, немедленное отобрание ребенка происходит при наличии специального документа (тут два варианта: либо акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо акт главы муниципального образования). Забирает несовершеннолетнего орган опеки и попечительства, который сразу же информирует об этом прокурора и обеспечивает его местом для временного проживания.

Данная мера применяется редко и в особых случаях, когда нахождение детей вместе с их родителями или опекунами/попечителем реально опасно. Например, младенца не кормят, не дают ему воды, не моют – в таком случае органы опеки и попечительства могут его забрать. Или же непослушного подростка запирают дома, избивают, издеваются – в этом случае тоже несовершеннолетнего забирают.

Чаще всего детей забирают из семей алкоголиков или наркоманов, которые проживают в грязных помещениях, почти непригодных для нормальной жизни.

Проще говоря, из таких семей, которые нельзя назвать семьями в принципе. Отобрание несовершеннолетнего прежде всего направлено на защиту его жизни и здоровья, как физического, так и психического.

Часто после отобрания несовершеннолетним требуется медицинская и психологическая помощь, поэтому орган опеки и попечительства первоначально может направить их в медицинское учреждение.

Далее при возможности и с учетом мнения специалистов детей могут направить к близким родственникам.

Незаконное отобрание

Может быть и такое, что детей отбирают незаконно.

Например, случай из реальной судебной практики − воспитательница в саду увидела пару синяков у маленькой воспитанницы и пошла жаловаться в органы, потому что она предположила, что ее бьют.

Такая бдительность воспитателя повлекла за собой отобрание девочки, а после — суды и разбирательства (к счастью, все обошлось, и малышку вернули в семью).

По сути, синяк – это не основание для того, чтоб незамедлительно забрать несовершеннолетнего из семьи. Но проблема в том, что почти невозможно признать отобрание незаконным, так как нет конкретного перечня случаев, когда нужно производить данную процедуру. Поэтому руки у органов в этом плане развязаны, и они поступают по своему усмотрению.

Важно! Немедленное отобрание ребенка производится на основании постановления об отобрании ребенка у родителей. Если такого акта нет, то можно считать это действие незаконным.

Однако по факту чаще всего несовершеннолетнего сначала отбирают, а потом составляют документ, потому что в большинстве случаев оставление детей с их родителями или законными представителями действительно опасно, и медлить нельзя.

Как защитить свои права

Как же защитить свои права, если незаконно отобрали ваше чадо? Если у вас все в семье в порядке – ваши сын или дочь сыты, одеты, ходят в садик или школу, их никто не бьет и не издевается над ними — то бояться нечего, детей вам вернут.

Конечно, ситуация ужасная, но все обстоятельства выясняются путем опроса соседей, близких родственников, работников школы или сада, куда ходит ваш ребенок. В любом случае, все выяснится, поэтому главная задача родителей – вести себя адекватно, дабы у органов опеки сложилось нормальное впечатление о вас, и они не потребовали лишить вас родительских прав.

Также, если вы родитель, обратите внимание, что в течение семи дней на вас должны подать в суд, а если у вас забрали чадо, да еще и в суд не подают – это повод судиться с ними.

Внимательно изучите закон, следите, чтобы ваши права не нарушали и при необходимости обратитесь за квалифицированной юридической помощью.

Полезно знать:

Права и обязанности детей в российском семейном законодательстве

Как реализуются и охраняются имущественные права ребенка

В каком случае совершеннолетние дети платят алименты на содержание родителей

Обязанности органа опеки

Если у вас отобрали ребенка, то орган опеки и попечительства в течении 7 дней должен подать иск в суд. Иногда отобрание ребенка происходит без лишения родительских прав – например, орган опеки может попросить суд лишь ограничить их.

Также выше мы перечислили другие обязанности органа − уведомление об отобрании и временное размещение несовершеннолетнего. задача органа опеки – защита детей, а не разрушение семей, поэтому все проводимые действия должны быть в интересах ребенка и для его блага.

Заключение

В статье мы рассмотрели, в каких случаях орган опеки и попечительства может немедленно изъять несовершеннолетнего из семьи и какие последствия для ребенка и родителей это повлечет. Главной проблемой такой процедуры является отсутствие конкретного списка обстоятельств, при которых несовершеннолетнего забирают из семьи.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (495) 935-86-36
+7 (812) 449-55-12
+7 (800) 700-39-98 

Это быстро и бесплатно!

Получается, органы опеки и попечительства действуют лишь по своему усмотрению, а это не всегда может быть справедливо и необходимо, и наоборот – беспечный сотрудник не обратит внимание на опасную ситуацию, а ребенок может пострадать или погибнуть. Будьте внимательны к своим и чужим детям, ведь они как никто другой нуждаются в нашей защите и помощи.

Источник: https://prava.expert/semejnoe/otobranie-rebenka-chto-delat-roditelyam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.