Организация стажировки

Как превратить стажировку студентов в инновации для бизнеса

Организация стажировки

Компания «Свеза» — мировой лидер на рынке березовой фанеры, она работает в 80 странах мира. А вот ситуация с HR-брендом компании, несмотря на бизнес-успехи, еще три года назад была совсем не радужной: бренд не сформирован, компанию не знали люди, которые потенциально могли бы в ней работать.

К тому же отрасль деревообработки в принципе не слишком популярна среди молодежи. На рынке труда сложились мифы о том, что в этой сфере используются устаревшие процессы производства, она неинновационная и здесь нет никаких перспектив для развития молодых специалистов.

Всё это снижало шансы на регулярный приток в компанию молодых кадров. Требовалось найти способ привлечения молодежи и повысить известность бренда в тех регионах, где у компании есть производства, чтобы молодежь стремилась работать в «Свезе».

В компании организовали летние стажировки для студентов 3–5-х курсов и выпускников. К настоящему времени программа действует уже три года. Компанию интересуют студенты любых профилей — как из узкоспециализированных вузов, связанных с лесозаготовкой, так и будущие менеджеры, бухгалтеры и администраторы.

Но стажировки используют многие предприятия. Само по себе это проблему не решает. Главный вопрос: как сделать программу стажировок по-настоящему привлекательной для молодежи?

Особенностью стажировок в «Свезе» стало то, что на стажеров не перекладывают рутинные обязанности, от которых хочется уснуть или сбежать уже через пару часов работы, а доверяют им развитие стратегических проектов — от идеи до способа реализации. Молодые люди оказываются не в роли «подай, принеси», а привлекаются в качестве полноценных участников рабочего процесса. Некоторые из них становятся даже лидерами проектов.

Студенческий форум в Екатеринбурге: ребята решают бизнес-кейс «Свезы» по бережливому производству. Фото из архива компании «Свеза».

Представители компании посещают самые популярные среди студентов мероприятия, ярмарки вакансий, профессиональные форумы, профильные вузы, самостоятельно организовывают и проводят студенческие форумы для студентов и до 15 мая собирают анкеты желающих принять участие в летних стажировках. Подходящим кандидатам предлагают пройти видеоинтервью.

Студентам задают вопросы, задача которых — понять, обладают ли кандидаты ключевыми компетенциями. интервью отсматривают руководители разных подразделений компании.

Затем студенты проходят тестирование на аналитические и вербальные способности. Лучшие из лучших, прошедшие успешно и интервью, и оба теста, приглашаются на собеседование в офис. На стажировку приглашают только самых успешных кандидатов.

«Для нас не важно наличие у стажеров какого-либо профессионального опыта, — объясняет Мария Болкунова, HR-бизнес-партнер компании «Свеза». — Есть четыре блока, на которые мы обращаем внимание. Первый — это системное аналитическое мышление, его наличие или отсутствие определяют тесты.

Второй — навык взаимодействия с людьми, эмоциональный и социальный интеллект, умение работать в команде. Третий блок — открытость новому, способность генерировать новые идеи, правильно их презентовать и совершенствовать.

И четвертый блок — нацеленность на результат и умение принимать решения».

Успешных кандидатов распределяют либо на производство, либо в офис — в зависимости от потребностей компании и предпочтений, которые озвучивает на собеседовании сам студент.

Бизнес-потребности представители компании формируют из текущих задач. Все проекты известны заранее, перед началом стажировки.

Стажера внедряют в команду, закрепляют за ним наставника, который во всем ему помогает, если это потребуется. Стажер — полноценный участник рабочего процесса, так что от него ожидают новых идей и активности наряду с остальными сотрудниками компании.

Каждый стажер должен подготовить и защитить проект. Перед ним ставится определенная проблема, которая есть на предприятии, и его задача — в процессе разработать и предложить пути решения.

Но стажер работает не один, а в команде опытных специалистов, его идеи принимаются, корректируются, дорабатываются совместно с другими членами коллектива.

А если предложение оказывается действительно прорывным (такое случается), стажер может возглавить разработку проекта.

Стажеры защищают свои проекты перед топ-командой компании, и часто молодых людей прямо после успешной защиты приглашают на работу.

Эффективная проработка задачи приносит компании ощутимую экономическую выгоду. И это всегда результат грамотно выстроенной командной работы.

Например, на одном из комбинатов в Санкт-Петербурге команда, в числе которой было два стажера, разработала проект по замене упаковки для фанеры с ДСП на пленку.

Руководители и наставники очень высоко оценили именно вклад стажеров, которые работали над этим проектом.

Ребята взяли на себя проработку идеи, согласования, связи с поставщиками, участие в переговорах — то есть полностью погрузились в рабочие процессы. Реализация идеи дала хороший экономический эффект.

«Еще один студент (теперь он сотрудник «Свезы») продумывал, как компания может улучшить сервис, — рассказывает Мария Болкунова. — Он разработал и предложил отчетность, которая значительно снижает затраты на логистику, и разрабатывает инструмент отслеживания грузов на базе GPS. Благодаря этому компания может контролировать местонахождение груза и своевременно информировать об этом клиентов».

Возможно, у многих HR-специалистов возникнет скептический вопрос: «Как это возможно — допустить неопытных стажеров сразу до стратегических проектов? Да как на это вообще можно решиться?».

Дело в том, что этот подход отвечает системе организации рабочих процессов в «Свезе» в целом. Компания стремится к инновациям и, в частности, применяет Agile. Это система гибких подходов к управлению проектами, ее применяют самые современные компании в России и мире, преимущественно в сфере ИТ.

В основе Agile лежит простая идея: каждый сотрудник — это не просто «винтик» в общем механизме, он постоянно переосмысливает как собственные задачи, так и общее дело, и может внести в общий процесс работы коррективы, которые считает уместными и эффективными.

Одна из составляющих методологии Agile — scrum-команды. В «Свезе» они сформированы и в центральном офисе, и на производственных площадках. Сотрудники решают текущие задачи по принципу взаимопомощи, ответственности каждого участника за конечный результат, отсутствия иерархии (системы отношений «начальник — подчиненный»).

Благодаря такому подходу стажеры получают возможность не только влиться в реальный рабочий процесс непосредственно в своей сфере, но и освоить универсальные навыки управления, взаимодействия в команде и работы на результат, а также сразу привыкают к тому, что каждый имеет право на мнение.

Эффект от стажировок комплексный: в выигрыше и компания, и стажеры, причем последние — независимо от результатов стажировки.

Трудоустройство и пополнение кадрового резерва. В среднем после окончания стажировки и защиты проекта около 25% стажеров приглашаются на постоянную работу в компанию.

Но не сразу — иногда просто нет такого количества открытых вакансий.

В любом случае из хорошо подготовленных студентов «Свеза» формирует внешний кадровый резерв, и бывшие стажеры получают шанс получить работу в будущем, а компания — возможность быстро закрывать открывающиеся вакансии.

«В «Свезу» я попала благодаря программе летних стажировок. Мне доверили создание различных автоматических систем для работы с инструментами охраны труда. Каждое задание приносило мне новый опыт, и к концу стажировки я отлично разбиралась в своем направлении. После стажировки мне предложили перейти на штатную должность специалиста по охране здоровья и безопасности труда», — рассказала Арина Кузюкова, специалист по охране здоровья и безопасности труда компании «Свеза».

Ценный опыт. Даже если бывшие стажеры потом не становятся сотрудниками «Свезы», для них ценна сама возможность поработать в успешной компании и близко познакомиться с профессиональной сферой, которую они выбрали для получения высшего образования. Причем не просто познакомиться, а окунуться в эту среду, решая реальные рабочие задачи.

Молодые ребята, приходя из института, как правило, имеют слабые представления о реальной работе, а здесь они видят всю цепочку создания продукта, взаимодействуют с сотрудниками компании на всех этапах производства и могут принять по-настоящему взвешенное решение о своей дальнейшей карьере в отрасли.

«Проектная работа в «Свезе» дала мне возможность увидеть компанию изнутри. Я понял, как работают различные подразделения, как функционирует производство и какую роль во всём этом играю лично я», — говорит Никита Гаврилов, студент 6-го курса СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Свежий взгляд на бизнес-процессы. За три года существования программы летних стажировок в «Свезе» было реализовано более 90 проектов с помощью стажеров. Экономический эффект от этих проектов достигает 30 миллионов рублей.

Так что для компании привлечение стажеров — отличная возможность за довольно короткие сроки проработать большое количество проектов, оптимизировать процессы и оценить новые инструменты, на проработку которых в обычном режиме (без привлечения стажеров) чаще всего не хватает времени и рабочих рук.

На это можно привести еще один скептический довод: а как же время и силы менеджеров и других сотрудников компании, которые участвуют в программах в качестве наставников? Им-то от этой нагрузки какая польза? Они получают бесценный опыт работы с представителями загадочного поколения Z. Эти навыки с каждым годом будут становиться только ценнее. Кроме того, в рамках корпоративных программ наставников учат методикам работы с персоналом, что тоже усиливает их компетенцию.

Укрепление HR-бренда. Стажировки имели большой успех у студентов, и благодаря этому HR-бренд компании стал узнаваемым. Теперь будущие специалисты еще до окончания вуза знают, где можно получить практику в отрасли деревообработки.

Три года назад перед запуском проекта стажировок ее организаторы ставили цель — «Свеза» должна попасть в топ-100 компаний, известных среди студентов и выпускников ключевых вузов.

И этой цели компания достигла, причем по техническим специальностям она попала в топ-50 известных вузов.

Благодаря стажировкам и популяризации сферы и компании среди молодежи удалось развеять мифы об отсталости деревообрабатывающей сферы и показать, что и новые технологии, и новые стратегии с успехом применяются даже в такой, казалось бы, традиционной отрасли.

Студентам и выпускникам: искать варианты стажировок

Источник: https://hh.ru/article/24587

Стажировки: как их найти, как попасть и что они дают

Организация стажировки

Чтобы понять, чего ждать от будущей профессии, есть смысл пройти стажировку. Но «стажировка» не значит, что вы будете делать чужую рутину и приносить кофе. Мы попросили специалистов, чья работа — нанимать стажеров, а также самих стажеров рассказать нам, как стажироваться, что это даст и на что обратить внимание начинающему.

Что такое стажировка и кто такой стажер?

Стажер — это полноценный сотрудник, только еще не обученный.

Cтажировки придуманы, чтобы выпускникам было что предложить работодателю после вуза. Это хорошая возможность попасть в среду профессиональных людей, чтобы перенять их опыт. Пусть задачи будут не самыми сложными, но важными и нужными, особенно когда за спиной нет никаких практических знаний.

Ольга Копыльская

старший менеджер по персоналу, Condé Nast Россия

Стажировка поможет понять, насколько вам подходит компания по культуре, темпу и задачам.

Часто люди переходят на удаленку, полностью меняя сферу работы. В этом случае стажировка — отличный способ получить практические знания в новой профессии.

Многие компании на рынке России используют стажировку, чтобы нанять на время человека, который разгрузит задачи текущих сотрудников, но ничего не получит взамен.

Иногда стажера берут просто как рабочую силу, давая задачи, за которые обычному сотруднику платят хорошие деньги.

Очевидно, что вас такие «стажировки» не должны интересовать, а объявления, в которых компания расплывчато описывает требования и задачи и не указывает, что возможно трудоустройство, лучше игнорировать.

Что такое хорошая стажировка:

  1. Компания набирает стажеров, чтобы потом нанять их на работу;
  2. Вам понятно, по каким критериям оценивают вашу работу в процессе;
  3. Вам платят зарплату (пусть и небольшую) и оформляют официально;
  4. Вы выполняете задачи из сферы, в которую стремитесь, а не просто «подай-принеси».

Андрей Виноградов

Центр развития карьеры, «Нетология»

Я бы посоветовала изучить образовательные проекты компаний, которые интересны – почитать описания, условия, подписаться на их аккаунты в соцсетях. Компании часто размещают вакансии в группах вузов, устраивают встречи и мастер-классы. Также информацию о студенческих стажировках и вакансиях собирают такие организации, как FutureToday и Changellenge. Если вы только начинаете работать, то стоит посмотреть краткосрочные стажировки (летний и зимний формат), чтобы попробовать новое направление, понять подходит ли вам специальность или нет, а также получить опыт, который можно указать в резюме. И только после того, как вы определились с позицией, которая вам интересна, можно рассматривать стартовые позиции в компаниях и долгосрочные стажировки.

Ольга Августан

директор образовательного направления Mail.Ru Group

Рекомендую grintern.ru, Icanchoose.ru, fut.ru. Я бы советовал искать активнее: создайте список интересных компаний и напишите им, даже если не открыто ни одной вакансии.

Андрей Виноградов

Центр развития карьеры, «Нетология»

Condé Nast анонсируют свои стажировки на страницах в соцсетях, ходят на ярмарки вакансий, где рассказывают о программах и отвечают на вопросы.

Заместитель генерального продюсера РБК Иван Макаров советует обращать внимание на специфику издания: во многих преподают давно не практикующие журналисты.

Лучше учиться у тех, кто постоянно работает и успевает следить за изменениями и трендами в медиа.

Если вы студент, стоит сначала попробовать пойти по пути наименьшего сопротивления и понять, организуют ли какие-то карьерные мероприятия в вашем университете – там можно сразу познакомиться с представителями интересующих компаний, обменяться контактами или оставить резюме. Если ничего такого нет — что ж, не беда, у большинства работодателей есть отдельный раздел на сайте, который посвящен стажировкам и своевременно обновляется. Поэтому сначала нелишним будет составить «карту компаний», интересных вам, и прицельно отслеживать карьерные возможности.

Неплохим источником может стать и Telegram. Зачастую там собираются целые профильные сообщества, где можно не только спросить совета у более опытных коллег, но и найти интересные вакансии. Как пример, подборки таких ресурсов для разработчиков в блоге Нетологии.

Наталья Стрекозова

руководитель академических программ Яндекса

Как попасть на стажировку?

Банально: написать письмо и пройти отбор. Отбирают часто конкурсом или по тестовому заданию, если вы копирайтер, журналист или дизайнер. В РБК предлагают выполнить тестовое задание, в которое закладывают все важные для издания поинты. Condé Nast предлагают написать эссе. Вместе с заданием попросят прислать мотивационное письмо.

Как откликаться на вакансии и писать такие письма, почитайте здесь.
Иногда компании готовы бесплатно учить людей, прежде чем брать их на работу — так делают в Mail.Ru Group, например. В Mail.ru Group нет стажировок в стандартном понимании. Но у нас есть несколько образовательных проектов, через которые студенты попадают к нам в компанию.

Первый формат – Технопроекты для студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М.В.Ломоносова, МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбПУ, ПГУ и ВГУ. Второй – кампус Digital Camp, рассчитанный на студентов гуманитарных специальностей. Попасть в кампус могут студенты любого вуза, а обучение идет на базе офиса.

Третий – это образовательная волонтерская программа «Амбассадоры Mail.ru Group», в рамках которой студенты, аспиранты и сотрудники любого российского вуза могут стать представителями компании в своем университете и городе.

Но чтобы попасть в любой из этих проектов, нужно пройти многоступенчатый отбор: тестирования, собеседования и тд.

Ольга Августан

директор образовательного направления Mail.Ru Group

В Нетологии два вида стажировок: для «Нетология Групп», в которой могут принять участие все желающие, прошедшие отбор (для каждого направления – свои требования) и стажировка для выпускников самой Нетологии. Ее отличие в том, что мы предоставляем нашим выпускникам возможность продолжить обучение «в бою».

Андрей Виноградов

Центр развития карьеры, «Нетология»

Учим комплексному подходу к профессии. Стажёры общаются с журналистами разных направлений, редакторами, продюсерами, маркетологами и дизайнерами. Наша задача показать, что современный журналист — это не только про буквы, но и про технологии, про дистрибуцию и маркетинг. По сути, молодые люди получают доступ к внутренней кухне одной из самых сильных редакций в стране.

Иван Макаров

заместитель генерального продюсера, РБК

Мы учим основам. В первую очередь – работать в команде на реальных проектах, грамотной коммуникации и нестандартному мышлению. Это очень важно, особенно на начальных этапах карьеры. Наши стажёры учатся у самых талантливых людей индустрии – лучших журналистов, дизайнеров, маркетологов. Практики очень много – разрабатывать и реализовывать идеи, писать для лучших глянцевых журналов страны, изучать digital-терминологию и как это работает на площадках Condé Nast.

Ольга Копыльская

Старший менеджер по персоналу, Condé Nast Россия

В Технопроектах Mail.Ru учат программированию, фронтэнд и бэкенд-разработке, анализу данных и другим IT-специальностям. В Digital Camp сотрудники разных департаментов Mail.ru Group около двух месяцев учат digital-маркетингу, PR-коммуникациям, работе в медиа и IT-рекрутменту.

В Яндексе cтажеру только в самом начале работы могут достаться тренировочные задачи, результат которых не будет виден пользователям продукта или сервиса. Как только он наберется опыта и почувствует себя увереннее, ему предложат боевые проекты. Так стажер успевает поработать с разными частями сервиса и учится взаимодействовать с коллегами.

Стажировка должна оплачиваться?

Вам попадется много стажировок, которые не оплачиваются. Не все из них плохие. Пока на рынке труда основная валюта — опыт работы, будут компании, кто готовы расплатиться за вашу работу опытом, а не деньгами.

Крупные компании, особенно банки, IT-компании уровня Лаборатории Касперского и Mail.Ru, медиахолдинги как РБК и Condé Nast, стремятся платить стажерам. Если компания не платит, оцените, насколько ценный опыт она вам дает.

Все эксперты сходятся во мнении, что стажировка «за опыт» — это нормально для современного рынка. Дальше все зависит от того, как вы себя проявите.

Тут довольно честный обмен — знания на время. Если правильно ставить себе цель и понимать, чего хочешь, то, получив знания, можно без проблем устроиться в то издание, что предложило стажировку.

Иван Макаров

заместитель генерального продюсера, РБК

Если для вас стажировка – это первый опыт работы, то можно соглашаться и на вариант без оплаты. Так можно быстро получить опыт, узнать, подходит ли вам специальность.

  • В каждой сфере стажировка будет проходить по-разному, но главная цель — погрузить стажёра в рабочие процессы, отработать практические навыки.

  • Для студенческих стажировок компании ищут студентов старших курсов, но в любом случае важно успешно пройти вступительное испытание.

  • Где искать стажировки: каналы в Телеграме, сайты компаний, куда хотите попасть, тематические сайты стажировок.

  • Важно подобрать для стажировки крупные, известные компании, где действительно могут объяснить непонятные моменты, а не взвалить всю текучку на стажера.

  • На неоплачиваемую стажировку соглашаться можно.

  • Если после стажировки вам не предложили работу, не расстраивайтесь. В любом случае это опыт и дополнительный пункт в резюме.

by HyperComments

Мы будем присылать вам новые статьи один раз в неделю — только полезный контент, никакой рекламы.

Источник: https://blog.finder.vc/stagirovki

Стажировка в вопросах-ответах

Организация стажировки

Что такое стажировка в рамках обучения охране и безопасности труда?

Когда надо проводить стажировку?

Что такое вредный производственный фактор? Опасный производственный фактор?

Как не ошибиться при решении вопроса о необходимости проведения стажировки?

Кого можно назначать стажирующим лицом?

Как оформляется допуск к самостоятельной работе?

Какие требования к проведению стажировки есть в Проекте нового порядка обучения по охране труда?

Что такое стажировка

В законодательстве Российской Федерации понятие «стажировка» понимается неоднозначно.

Так, стажировка как форма обучения практическим навыкам и умениям непосредственно связана с получением профессионального образования (в том числе дополнительного) или прохождением профессионального обучения и регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА) Министерства образования и науки РФ[1].

Обратите внимание!

Не путайте стажировку с испытанием при приеме на работу[2], которое проводится для выявления пригодности и установления соответствия работника поручаемой ему работе. Это неравнозначные понятия.

В некоторых НПА есть определение термина «стажировка»:

• обучение персонала на рабочем месте под руководством лица, ответственного за обучение, после теоретической подготовки или одновременно с ней в целях практического овладения специальностью, адаптации к объектам обслуживания и управления, приобретения навыков быстрого ориентирования на рабочем месте и других приемов работы (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок[3]);

• практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке (Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ[4] и Правила работы с персоналом в организациях нефтепродуктообеспечения РФ[5]).

Стажировка как одна из форм обучения безопасности труда[6] проводится под непосредственным руководством стажирующего лица в целях практического освоения (т. е.

передачи практического опыта от стажирующего стажирующемуся) безопасных методов и приемов выполнения работ (для работников рабочих профессий) либо в целях практического освоения передового опыта и эффективной организации работ (для руководителей и специалистов).

К сведению

Стажировка неотделима от обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, но необходима только для работников, выполняющих работы во вредных и опасных условиях труда. Работников с безопасными условиями труда обучают безопасным методам и приемам выполнения работ при первичном инструктаже по охране труда на рабочем месте.

Какие нормативные акты устанавливают необходимость проведения стажировки работников

Прежде всего необходимость стажировки устанавливается в ст. 212 и 225 ТК РФ. При этом в ст.

225 ТК РФ указано, что работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку
знаний требований охраны труда в период работы.

Аналогичные требования к проведению стажировки содержатся в правилах по охране труда (далее — ПОТ) и типовых инструкциях по охране труда (далее — ТИО), многие из которых к тому же являются НПА.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Помимо указанных НПА, требования к необходимости проведения стажировки содержатся в следующих документах:

• Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору[8];

• Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением[9];

• Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[10];

• Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей[11];

• МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации»[12];

• Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)[13];

• ПТЭ ТЭУ;

• ПРП ОЭ;

• ПРП ОНПО;

• Отдельные НПА субъектов Российской Федерации.

К сведению

Источник: https://www.profiz.ru/sec/6_2018/vse_o_stajirovke/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.