Организация опеки и попечительства на различных уровнях

Голикова поручила проработать вопрос подведомственности органов опеки

Организация опеки и попечительства на различных уровнях

https://ria.ru/20200114/1563395716.html

Голикова поручила проработать вопрос подведомственности органов опеки

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова поручила подготовить предложения об определении единой подведомственности органов опеки и попечительства субъектов РФ, оценить… РИА Новости, 14.01.2020

2020-01-14T12:26

2020-01-14T12:26

2020-03-03T18:53

россия

татьяна голикова

общество

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn21.img.ria.ru/images/155798/92/1557989250_0:198:3022:1897_1400x0_80_0_0_654ddff3df6e7e02dce718314a82.jpg

МОСКВА, 14 янв – РИА Новости. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова поручила подготовить предложения об определении единой подведомственности органов опеки и попечительства субъектов РФ, оценить риски, следует из протокола заседания Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере.

Министерствам просвещения, труда и социальной защиты и здравоохранения также поручено подготовить предложения по изменению в нормативно правовые акты по регулированию вопросов содержания детей, не имеющих статуса детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах, а также использования имущества, закрепленного за такими детьми.

Согласно протоколу, Минпросвещения и Минтруду поручено проанализировать формы статистической отчетности для определения полноты и достаточности для выявления проблем социального сиротства.

Также им поручено проработать вопрос о совершенствовании таких форм для более полного формирования картины социального сиротства, анализа причин лишения родительских прав, помещения детей в детдома по заявлениям родственников, уклонения от обязанностей по их воспитанию.

Членам совета, Минздраву, Минпросвещения и Минтруду также поручено представить предложения по организации межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства с организациями, оказывающими наркологическую и психиатрическую помощь, в части ресоциализации родителей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостями или психическими расстройствами.

Министерствам также поручено создать рабочую группу по анализу законодательства РФ в части норм, регулирующих вопросы лишения родительских прав, ограничения в таких правах, отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Ведомствам предстоит в том числе проанализировать полномочия федеральных органов исполнительной власти.

От рабочей группы также ждут предложений по изменению вышеуказанных норм и полномочий.Ведомствам также поручено проработать вопрос о возможности проживания в отделениях “милосердия” детских домов-интернатов лиц старше 23 лет, страдающих тяжелыми множественными нарушениями развития, если они были детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, и нуждаются в круглосуточном постороннем уходе и не способны к самообслуживанию.

https://ria.ru/20191224/1562780453.html

https://ria.ru/20191224/1562764240.html

https://ria.ru/20191219/1562608603.html

россия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn21.img.ria.ru/images/155798/92/1557989250_14:0:2745:2048_1400x0_80_0_0_7d8450f0ff42ff68f2a30261b7621a2d.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, татьяна голикова, общество

МОСКВА, 14 янв – РИА Новости. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова поручила подготовить предложения об определении единой подведомственности органов опеки и попечительства субъектов РФ, оценить риски, следует из протокола заседания Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере.

“Минпросвещения России, Минтруду России с участием членов Совета и органов исполнительной власти субъектов РФ подготовить предложения по определению единой подведомственности органов опеки и попечительства субъектов РФ с оценкой возможных рисков и положительных эффектов”, – говорится в протоколе.

Министерствам просвещения, труда и социальной защиты и здравоохранения также поручено подготовить предложения по изменению в нормативно правовые акты по регулированию вопросов содержания детей, не имеющих статуса детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах, а также использования имущества, закрепленного за такими детьми.

Согласно протоколу, Минпросвещения и Минтруду поручено проанализировать формы статистической отчетности для определения полноты и достаточности для выявления проблем социального сиротства.

Также им поручено проработать вопрос о совершенствовании таких форм для более полного формирования картины социального сиротства, анализа причин лишения родительских прав, помещения детей в детдома по заявлениям родственников, уклонения от обязанностей по их воспитанию.

Членам совета, Минздраву, Минпросвещения и Минтруду также поручено представить предложения по организации межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства с организациями, оказывающими наркологическую и психиатрическую помощь, в части ресоциализации родителей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостями или психическими расстройствами.

Министерствам также поручено создать рабочую группу по анализу законодательства РФ в части норм, регулирующих вопросы лишения родительских прав, ограничения в таких правах, отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Ведомствам предстоит в том числе проанализировать полномочия федеральных органов исполнительной власти.

От рабочей группы также ждут предложений по изменению вышеуказанных норм и полномочий.

Ведомствам также поручено проработать вопрос о возможности проживания в отделениях “милосердия” детских домов-интернатов лиц старше 23 лет, страдающих тяжелыми множественными нарушениями развития, если они были детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, и нуждаются в круглосуточном постороннем уходе и не способны к самообслуживанию.

Источник: https://ria.ru/20200114/1563395716.html

Виды опеки и попечительства (формы): понятие, отличия форм

Организация опеки и попечительства на различных уровнях

Перед оформлением опеки над недееспособным или несовершеннолетним гражданином необходимо учитывать ряд нюансов. Одним из них является правильный выбор вида опеки. В 2019 году насчитывается более 10 видов и форм опекунства. Рассмотрим виды опеки и попечительства.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Понятие опеки и попечительства

Семейный кодекс дает понятие опеки, как формы заботы о гражданине, который не наделен дееспособностью (ст. 145 СК РФ). К ним относятся малолетние дети (в возрасте от 0 до 13 лет) и недееспособные граждане (лишенные дееспособности по решению суда).

Под попечительство понимается форма заботы в отношении граждан, которые наделены ограниченной дееспособностью. К ним относятся несовершеннолетние дети (в возрасте от 14 до 17 лет) и совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности судом.

Опекун и попечитель наделяются одинаковыми обязанностями, но разным объемом прав в отношении воспитанника. Если опекун полностью отвечает за защиту имущественных интересов подопечного, то попечитель только дает согласие воспитаннику на оформление сделки.

Виды опеки

Вне зависимости от вида опеки порядок оформления опекунства является идентичным. Гражданин должен подготовить документы и подать заявление в отдел опеки. Опека назначается по постановлению органа местного самоуправления.

В 2019 году виды опеки можно подразделить:

  • в зависимости от возраста подопечного;
  • в зависимости от статуса подопечного;
  • в зависимости от оплаты опекуну;
  • в зависимости от численности субъектов.

В зависимости от подопечного

Опека может быть назначена над гражданином, который не наделен дееспособностью.

К ним относятся:

  • малолетние;
  • недееспособные.

Отдельно необходимо выделить вариант, когда родители новорожденного не наделены полной дееспособностью. В этом случае также потребуется назначение опекунства.

Малолетний

Опека над малолетним назначается, ели родители не могут по уважительной причине или не желают исполнять родительские обязанности.

К уважительным причинам относятся:

  • смерть;
  • признание умершим;
  • признание безвестно отсутствующим;
  • розыск;
  • отбывание наказания в местах лишения свободы;
  • болезнь;
  • лишение дееспособности.

Если родитель не желает исполнять обязанности в отношении ребенка, то перед назначением опеки необходимо:

  • лишить его родительских прав;
  • ограничить его в родительских правах.

Таким образом, опекун малолетнего, по сути, заменяет ему кровную семью.

Недееспособный

С момента достижения гражданином 18 лет он автоматически наделяется полной дееспособностью. То есть он может использовать гражданские права и нести гражданские обязанности в полном объеме.

В исключительных случаях закон предусматривает возможность лишения совершеннолетнего человека дееспособности.

Среди них:

  • психическое расстройство, при котором больной не может оценить последствия своих действий, угрожает жизни и здоровью других граждан;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками, которое привело к расстройству психики.

Дееспособность может быть восстановлена в судебном порядке. В этом случае опекунство отменяется.

Несовершеннолетние родители

Если мать и отец новорожденного не достигли 18 лет, то целесообразно назначить над ним опеку. В соответствии со ст. 62 СК РФ несовершеннолетние мать и отец могут самостоятельно исполнять родительские обязанности, если достигли 16 лет.

Но если их возраст младше 16 лет, то требуется назначение опекуна, который будет защищать детские права наравне с его родителями.

Опека отменяется при достижении матерью или отцом 16 лет.

В зависимости от статуса подопечного

При назначении опеки над несовершеннолетним ребенком имеет значение его статус.

В 2019 году выделяются следующие варианты:

  • родительский ребенок;
  • выявленный несовершеннолетний,
  • ребенок, наделенный статусом оставшегося без родительского попечения.

В зависимости от статуса различается порядок оформления опекунства и перечень документации, который необходимо представить в уполномоченный орган.

Временная (по заявлению родителей)

Ст. 13 ФЗ от 2008 года № 48 устанавливает возможность оформления опеки над детьми, мать и отец которых временно не могут исполнять обязанности.

Особенности опекунства по заявлению:

  • родительские права и обязанности сохраняются в полном объеме;
  • постановление обязательно содержит срок действия;
  • оформляется при наличии веских причин (обучение в другом городе, командировка, работа вахтовым методом);
  • кандидатура опекуна выбирается родителями;
  • необходимо согласие как матери, так и отца;
  • ребенок не получает статуса, оставшегося без родительского попечения;
  • опекун не получает выплат и льгот.

Предварительная

Ст. 12 ФЗ от 2008 года № 48 устанавливает возможность оформления опеки над несовершеннолетним, который только выявлен. Под выявлением понимается получения статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения.

В течение 30 дней с момента присвоения статуса, родные ребенка или посторонние граждане могут оформить опеку на льготных условиях. Данный вариант необходим, чтобы не помещать несовершеннолетнего в приют на период подготовки документации для постоянного опекунства.

Особенности:

  • оформляется по 3 документам (заявление опекуна, акт обследования жилищных условий и гражданский паспорт);
  • действует 6 месяцев (в исключительных случаях дополнительно продляется еще на 2 месяца);
  • опекун не получает права на распоряжение имуществом подопечного;
  • не может быть назначена на возмездной основе.

По окончанию предварительной опеки должна быть назначена постоянная.

Важно! Назначение предварительного опекунства не является обязательным, если уже есть кандидат с действующим заключением, желающий принять данного ребенка, то он может сразу получить постоянную опеку.

Постоянная

Под постоянной опекой понимается форма семейного устройства ребенка, лишенного родительского попечения.

Она действует до достижения воспитанником 14 лет. После чего автоматически переходит в попечительство. Попечитель исполняет свои обязанности до совершеннолетия воспитанника.

В зависимости от оплаты

Закон выделяет следующие виды опекунства:

  • безвозмездная;
  • возмездная.

Безвозмездная

Закон предусматривает выплату пособия на содержание несовершеннолетнего воспитанника. Нужды недееспособного подопечного должны удовлетворяться за счет его пенсии.

Денежные средства перечисляются на номинальный счет опекуна. Но данные выплаты должны расходоваться в интересах подопечного.

Законный представитель должен ежегодно отчитываться об их расходовании.

Отчет предоставляется в отдел опеки до 1 февраля каждого года.

Возмездная

Возмездная опека назначается по договору между гражданином и районным отделом опеки. Условия контракта предусматривают выплату ежемесячного вознаграждения опекуну.

Для представителей несовершеннолетних сумма устанавливается региональным законодательством. Для представителей недееспособных сумма устанавливается индивидуально, но не более 5% от ежемесячного дохода подопечного.

Получатель не отчитывается за расходование средств.

В зависимости от количества субъектов

Законодательством предусмотрена возможность участия в семейном воспитании нескольких субъектов:

  • опекунство над несколькими подопечными;
  • опекунство над одним подопечным несколькими опекунами.

Несколько опекунов

Ст. 10 ФЗ от 2008 года № 48 предусматривает возможность назначению одному подопечному 2 и более опекунов. Это решение принимается отделом опеки в интересах недееспособного или несовершеннолетнего подопечного.

Представители могут самостоятельно разделить полномочия в отношении воспитанника или просить об этом специалистов отдела опеки.

Если опека назначена на возмездных условиях, вознаграждение делится между представителями в любой пропорции (по их заявлению) или перечисляется в полном объеме одному из них.

Несколько подопечных

Один опекун может быть представителем 2 и более несовершеннолетних и недееспособных граждан. Законодатель рекомендует одновременную передачу в семью не более 8 детей (с учетом кровных). Предельное число недееспособных подопечных законом не установлено.

Заключение

Подведем итоги:

  1. В 2019 году выделяется более 10 видов и форм опеки.
  2. Некоторые опекун выбирает самостоятельно (возмездная/безвозмездная, в отношении одного или нескольких подопечных).
  3. Другие назначаются исключительно по решению отдела опеки (временная/постоянная, один опекун или несколько).

Если вы затрудняетесь с выбором формы или вида опекунства, целесообразно получить квалифицированную консультацию. Юристы нашего сайта окажут вам правовую поддержку в удобное для вас время. Оставляйте заявки на сайте, и специалисты немедленно свяжутся с вами.

Ответы юриста на популярные вопросы

Кто несет ответственность за ребенка до назначения опеки?

В течение 30 дней с момента получения статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения, полномочия возлагаются на районный отдел опеки. Через 30 дней назначается опекун. В случае отсутствия подходящей кандидатуры, несовершеннолетний передается в детский дом. С этого момента полномочия опекуна возлагаются на руководителя учреждения.

Может ли гражданин вернуть дееспособность?

Гражданский процессуальный кодекс предполагает возможность восстановления дееспособности в судебном порядке. Инициатором может выступать гражданин или его опекун.

Получает ли пособие опекун ребенка несовершеннолетнего родителя?

Вопрос назначения пособия регулируется законодательством регионов. Поэтому, если субъект РФ предусматривает такую возможность, то выплата осуществляется по заявлению опекуна.

Сколько может длиться опека по заявлению родителей?

Закон не устанавливает точный срок. Он определяется индивидуально в зависимости от ситуации. Как правило, он не должен превышать 1 года.

Какие основания для продления срока предварительной опеки?

Предварительная опека назначается на 6 месяцев. Но может быть продлена до 8 месяцев. Это возможно в исключительных случаях.

Если опекун за 6 месяцев не успел собрать все необходимые документы. Ситуации рассматриваются индивидуально.

Например, у опекуна умер близкий родственник в другой стране и нужно было ехать на похороны, а срок действия медицинского заключения истек.

Источник: https://SocPrav.ru/vidy-opeki-i-popechitelstva

Дипломная работа: Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)

Организация опеки и попечительства на различных уровнях

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Институт региональной экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства

(на примере муниципального округа Озеро Долгое)

Зав. Кафедрой ГМУ

к.э.н., доцент Е.А. Лубашев

Научный руководитель

к.э.н. Н.Н. Константинова

Студент В.Р. Полякова

Санкт-Петербург 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Организационно-правовые основы опеки и попечительства в РФ

1.1 Опека и попечительство в государственном и муниципальном управлении

1.2 Нормативно-правовая база опеки и попечительства в РФ

1.3 Органы опеки и попечительства в РФ: проблемы разграничения полномочий

Глава 2. Основы организации работы с приемными семьями в РФ

2.1 Проблемы деинституционализации опеки над детьми-сиротами в РФ

2.2 Организационно-правовые основы создания приемной семьи и патроната в РФ

2.3 Роль органов опеки и попечительства в организации приемных семей

Глава 3 Основы организации работы с приемными семьями в МО «Муниципальный округ Озеро Долгое»

3.1 Проблемы сиротства в г. Санкт-Петербург

3.2 Деятельность органов опеки и попечительства в МО «Муниципальный округ Озеро Долгое»: основные направления и проблемы

3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является важнейшей составляющей социальной политики государства. В связи с проводимыми реформами в Российской Федерации пересмотрено значение того, каких условиях развивается ребенок, т.к.

именно в детстве закладывается основа личности и события, тенденции того периода накладывают отпечаток на характер и поведение в будущей жизни. Воспитываясь в семье, ребенок во взрослой жизни неосознанно использует модель поведения своих родителей.

С распадом СССР Россия переживала глубокий социально-экономический кризис, что вызвало увеличение с каждым годом числа тех детей, которые по разным причинам не могут жить в родной семье. Такие дети помещаются в интернаты, приюты или детские дома. Многолетний опыт выявил недостатки институциональных форм устройства детей.

Дети, не имея опыта проживания в семье, не могут стать полноценными гражданами общества. Они лишены базовых составляющих, необходимых для успешного развития: любви, душевного тепла, не говоря уже о том, что зачастую дети сталкиваются с унижением и давлением со стороны воспитателей и других детей.

Нередки случаи недостаточного питания ребенка и контроля за состоянием его здоровья. Т.е. длительное время не реализуются существенные потребности ребенка, вызванные лишением, ограничением, недостаточностью тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимые для выживания и успешного развития ребенка.

Кроме того, в обществе сильны стереотипы о неполноценности этих детей, что после выхода из институциональной формы воспитания препятствует их успешной жизни в дальнейшем. В настоящее время происходит качественное изменение системы социальной защиты детей, и в связи с этим необходима детальная проработка механизма взаимодействия органов власти, занимающимися вопросами опеки и попечительства.

Актуальность исследования. Институциональные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в современном мире потеряли свою актуальность.

Приоритетными в Российской Федерации являются семейные формы устройства: опека (попечительство), усыновление, приемная семья.

Преимущество воспитания ребенка в семье очевидно, но на сегоднящний день процесс деинституционализации начался совсем недавно, и организационно-правовые основы семейных форм устройства детей еще не проработаны в достаточной степени.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали обсуждаться с древних времен, сегодня существует множество нормативно-правовых актов, научных исследований в России и по всему миру.

К изучению данной проблемы обращались философы и педагоги разных времен. Среди крупных исследователей ХVIII века следует отметить известного государственного деятеля И.И Бецкого. В конце ХIХ – начале ХХ веков Н.В.

Яблоков, директор Софийской (сейчас Филатовской) детской больницы, всю жизнь посвятил вопросам социальной защиты детей-сирот. В то же время вопросами опеки занимались В.И. Сергеевич, Н.А. Костров, М.В. Шимановский, С.В. Бахрушин. Среди более поздних авторов можно выделить А.И. Довгалевскую.

На современном этапе существенный вклад в степень изученности данной проблемы внесли А.М. Нечаева, А.Ш. Шахманова, В.И. О.Ф. Выхрыстюк, В.И. Жуков и др.

Источником информации для дипломного проекта послужили международные правовые акты, Федеральные законы, постановления Правительства РФ и Санкт-Петербурга, результаты и исследования благотворительных фондов и интернет – сайты, посвященные вопросам опеки и попечительства.

Объект исследования. Осуществление деятельности органов государственной власти в области опеки и попечительства по организации работы с приемными семьями.

Предмет исследования. Органы опеки и попечительства, занимающиеся работой с приемными семьями.

Цель исследования. Определение основных проблем в организации работы с приемными семьями.

Задачи исследования.

1. Определить сущность понятий опеки и попечительства

2. Рассмотреть проблемы разграничения полномочий органов опеси и попечительства на всех уровнях власти

3. Проанализировать причины острой необходимости изменения политики государства в области защиты детей, оставшихся без попечения родителей

4. Определить степень разработанности нормативно-правовой базы политики деинституционализации

5. Определить проблемы семейного устройства детей и разработка методов их решения.

В рамках исследования использованы: метод анализа и синтеза, системный подход, сравнительный анализ, взаимосвязь количественного и качественного, приемы обобщения, детализации и другие методы.

Научная новизна дипломного проекта и практическая значимость.

1. В данном проекте представлен комплексный анализ социальной политики в области опеки и попечительства по России, г. Санкт-Петербург и по конкретному муниципальному образованию – МО “Озеро Долгое”

2. Рассмотрена степень реализации на практике теоретических аспектов решения данной проблемы.

3. Предложен возможный вариант решения проблемы адаптации ребенка в приемной семье.

Описание структуры проекта. Проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматривается сущность опеки и попечительства, нормативно-правовая база, определяются полномочия органов власти, участвующих в защите детей, оставшихся без попечения родителей.

Во второй главе рассмотрены проблемы социальной политики в области опеки и попечительства, организационно-правовые основые создания приемной семьи и алгоритм взаимодействия органов опеки и попечительства с приемными семьями.

В третьей главе отражено положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Санкт-Петербурге, деятельность органов опеки и попечительства в Муниципальном образовании муниципальный округ “Озеро Долгое”. Предложены рекомендации по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства.

Глава 1. Организационно-правовые основы опеки и попечительства в РФ

1.1 Опека и попечительство в государственном и муниципальном управлении

Конец ХХ и начало ХХI веков для Российской Федерации стали временем значительного научно-технического развития и масшабных реформ в социально-экономический жизни страны.

Изменилась роль и значение человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста.

Таким образом социально-экономическое благополучие любого государства зависит от демографической ситуации в нем.

Состояние и развитие демографической ситуации, так же как и решение самых острых демографических проблем, во многом определяется теми событиями, явлениями, тенденциями, которые происходят в области детства, так как дети – это демографический потенциал страны.

Социально-экономические проблемы детства вытекают из несоответствия реальных потребностей ребенка в выживании, развитии, характеру и способам их удовлетворения обществом[8]. Одна из особенностей современного положения детей – социальная депривация, т.е.

устойчивая ситуация, в которой длительно не реализуются существенные потребности ребенка, вызванная лишением, ограничением, недостаточностью тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития ребенка.

Крайним выражением социальной депривации в Российской Федерации стало огромное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня Россия занимает первое место в мире по числу детей-сирот – только 800 000 официально зарегистрированных.

По мнению Российского детского фонда, численность детей по крайней мере на 10% больше – официальная статистика не учитывает так называемых “скрытых сирот”, то есть тех, кто в приютах, в том числе негосударственных, “в бегах”, у родственников или знакомых.

Для сравнения, после Великой Отечественной войны в России было 678 тысяч сирот. Ежегодно в стране выявляется более 130 тыс. детей, лишившихся попечения родителей. Подавляющее большинство их них социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.

Начиная с 90-х гг.

ХХ века, периода кризиса, роста социальных болезней и девальвации традиционных ценностей, вплоть до 2006 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей неуклонно увеличивалось, лишь с 2006 года, по данным Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, началось сокращение числа таких детей. Например, в 2006 году оно составило 5%[58].

Дети – самая незащищенная категория граждан, и государство, согласно нормам действующего законодательства, призвано защищать как личные, так и имущественные права, интересы тех, кто самостоятельно сделать это не может. Одна из форм такой защиты для детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ являются опека и попечительство.

Цель установления опеки и попечительства: защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан; воспитание (для несовершеннолетних подопечных).

В результате установления опеки и попечительства опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опекуны и попечители, будучи единственными представителями интересов своего подопечного, могут (и должны) обращаться в любую организацию, если это необходимо для защиты подопечного.

Опекун или попечитель вправе обращаться за защитой прав и интересов подопечного в органы милиции, прокуратуры, суд.

В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун и попечитель вправе требовать по суду возврата детей, находящихся у них на опеке или попечительстве.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Дееспособность малолетних подопечных определяется ст. 28 ГК.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Попечительство устанавливается над двумя категориями граждан:

несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;

ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

В первом случае основанием для попечительства служит возрастной критерий, а не состояние несовершеннолетнего. При этом учитывается, что уже в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. В отличие от опеки попечительство

над несовершеннолетними касается главным образом имущественной стороны их отношений с попечителем.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц [59].

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-199120.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.