Оплата медосмотров при приеме на работу

Содержание

Предварительные медосмотр при приеме на работу: кого направить обязательно

Оплата медосмотров при приеме на работу

Подробная инструкция для специалиста по охране труда и 3 документа для работы

Предварительные медосмотры — возможность для работодателя на этапе отбора персонала узнать, отвечает ли соискатель требованиям по состоянию здоровья для выполнения должностных функций на конкретной должности. Зная о состоянии здоровья, работодатель сможет не допустить к работе лиц, которые имеют медицинские противопоказания.

  • Из статьи вы узнаете, как правильно проводить предварительные медосмотры при приеме на работу, как выдать направления на медосмотр до заключения трудового договора с соискателем и мотивировать отказ в приеме на работу, если выявят противопоказания.

Как организовать предварительный медосмотр

Чтобы организовать медосмотр, следуйте алгоритму:

Шаг 1. Утвердите приказ о проведении предварительного медосмотра, назначив ответственных лиц за проведение медосмотра и определив порядок контроля за проведением медосмотров в организации.

Шаг 2. Составьте список контингентов и направьте его в Роспотребнадзор в 10-дневный срок после утверждения руководителем организации. Получать согласование от Роспотребнадзора не нужно — просто отправьте список контингентов письмом или доставьте курьером.

Шаг 3. Заключите договор с лицензированной медицинской организацией, которая вправе проводить предварительные медосмотры сотрудников.

Шаг 4. Оформите направления на медосмотр и выдайте соискателям под подпись в журнале учета направлений или другом учетном документе.

  • Скачайте направление на медосмотр.

Шаг 5. Получите результаты медосмотра. Если противопоказания к работе у соискателя не выявят, заключите трудовой договор.

Обязательные медосмотры при приеме на работу оплачивает работодатель. Если соискатель оплатил медосмотр самостоятельно, работодатель обязан возместить расходы.

Кого направить на медосмотр при приеме на работу

Категории работников, которые обязаны пройти предварительные медосмотры при поступлении на работу, указаны в ст. 69, 213, 266, 298, 324 Трудового кодекса. К ним относятся:

  • работники, которые не достигли возраста 18 лет;
  • работники, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда, в том числе на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта;
  • работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских и детских учреждений, а также некоторых других работодателей;
  • работники, которые привлекаются на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
  • работники, которых привлекают к работе вахтовым методом.

Обратите внимание: категории работников, которые должны пройти обязательный предварительный медосмотр при поступлении на работу, указаны и в ряде других нормативных актов:

  • работники, занятые на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики (п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»);
  • претенденты на должность судьи (ст. 4.1 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • врачи, средний и младший медицинский персонал учреждений здравоохранения (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 № 877);
  • работники ведомственной охраны (ст. 6 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»);
  • работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов (ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
  • работники атомных станций и некоторых других объектов (ст. 27 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются медицинские противопоказания, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.03.1997 № 233);
  • работники объектов по хранению и уничтожению химического оружия (ст. 14 Федерального закона от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»);
  • спасатели (ст. 9, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»);
  • работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, а также работники, выполняющие аналогичные работы с парфюмерной и косметической продукцией, средствами и изделиями для гигиены полости рта, табачными изделиями (п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 30 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);
  • работники, принимаемые на работу, предусматривающую допуск к государственной тайне (ст. 22 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», п. 28 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2010 № 63);
  • работники, поступающие на государственную гражданскую службу (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  • работники, поступающие на муниципальную службу (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Учитывать ли класс условий труда на рабочих местах работников при разработке списка контингентов?

Комментирует Маргарита Елагина, эксперт в сфере охраны труда:

«Только в ряде случаев работодатель обязан учитывать класс условий труда на рабочих местах работников при разработке списка контингентов. Эти условия установлены в приложении 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н: пп. 3.5, 3.8, 3.9, 3.12, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов:

  • по этим факторам медосмотры проводят только, если условия труда по соответствующему фактору отнесены к вредным условиям труда (класс 3.1 и выше);
  • если по этим факторам нет вредности на рабочих местах, то по ним соискателя на должность на предварительные медосмотры не направляют.

Во всех остальных случаяхследует при наличии на рабочих местах вредных и опасных факторов, указанных в перечне факторов, включать их в список контингентов:

  • даже если по ним класс условий труда допустимый.

Кроме того, нужно направлять работников на предварительный медосмотр, если они выполняют работы, указанные в перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников даже при допустимом классе условий труда».

Как направить на предварительный медосмотр

Для того чтобы направить соискателя на медосмотр, выдайте направление, в котором укажите:

  • наименование структурного подразделения, в котором будет занято лицо, поступающее на работу;
  • наименование должности (профессии) или вида работы;
  • вредные или опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

Направление на медосмотр выдает работник кадровой службы, а информацию для включения в направление готовит служба охраны труда.

Бланк направления на медосмотр содержит персональные данные, поэтому вручается напрямую соискателю, под подпись в журнале или другом учетном документе произвольной формы.

Работодатель организует учет выданных направлений на медосмотр. В какой форме вести такой учет направлений, определите в локальных нормативных актах.

По каким факторам отправить на медосмотр, если не проведена СОУТ

Если специальная оценка условий труда (СОУТ) в организации еще не проводилась, специалист по охране труда должен воспользоваться результатами производственного контроля, а также учесть информацию из эксплуатационной документации на материалы и сырье. Это позволит определить, по каким факторам отправить соискателя на медосмотр при приеме на работу.

Непроведение СОУТ не является основанием для того, чтобы не направлять соискателя на предварительный медосмотр. После проведения СОУТ сможете отредактировать список контингентов. Не забудьте передать актуализированный список в Роспотребнадзор.

Как использовать результаты медосмотра

Бесплатные вебинары по охране труда

Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты

Посмотреть видео

Предварительный осмотр считается завершенным, когда соискателя осмотрели все врачи-специалисты, а также выполнили полный объем лабораторных и функциональных исследований:

  • предусмотрены Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов, и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

По окончании медосмотра оформят заключение, где укажут:

  • дату выдачи;
  • ФИО, дату рождения, пол лица, поступающего на работу;
  • наименование работодателя;
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы;
  • наименование вредного производственного фактора (-ов) или вида работы;
  • результаты предварительного осмотра:
    • медицинские противопоказания к работе выявлены — перечислят вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания;
    • медицинские противопоказания к работе не выявлены — укажут группу здоровья работника.

Медицинское заключение получите не позднее 5 рабочих дней от медицинской организации. Если медицинские противопоказания к работе не выявлены, сможете заключить трудовой договор.

Узнать, что изменилось в порядке проведения медосмотров и как проводить предварительные и периодические медосмотры в период пандемии, вы сможете на экспресс-курсе «Снятие ограничений: алгоритм действий для специалиста по охране труда».

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1839

Кто оплачивает медосмотр при приеме на работу, возмещение расходов в 2018 году

Оплата медосмотров при приеме на работу

— Организация бизнеса — Кадры — Возмещение расходов на медосмотр

Во многих случаях при ведении трудовой деятельности работники оказываются обязаны проходить медосмотр, и возмещение расходов, понесенных в связи с означенной процедурой может быть достаточно важным вопросом для обоих сторон трудовых взаимоотношений. Российским трудовым законодательством строго регулируется порядок оплаты медицинского осмотра. Поэтому как работодателям, так и самим сотрудникам, следует знать, кто именно и когда должен платить за медосмотр, в том числе периодический, внеочередной или проводящийся при приеме на работу.

Кто обеспечивает возмещение расходов на медосмотр – кто должен платить за него по ТК РФ

С точки зрения российского законодательства, проведение медосмотров при приеме на работу может являться обязательным в отношении некоторых категорий работников, профессий и должностей. При этом далеко не всегда проведение медицинского осмотра является в данном случае бесплатным для сотрудников или для организации.

Статья 213 ТК РФ закрепляет обязанность оплачивать услуги по медосмотру непосредственно за стороной работодателя.

Однако практическое применение её положений далеко не всегда подразумевает прямую обязанность работодателя обеспечивать бесплатное прохождение медосмотра сотрудниками.

Во многих случаях за медосмотр приходится платить работнику – и далеко не всегда таковой порядок действий может быть признан незаконным.

Пользуясь несовершенством трудового законодательства, некоторые работодатели часто заставляют своих сотрудников фактически оплачивать все медосмотры, принимая во внимание правовую безграмотность работников.

В то же самое время сотрудники очень часто имеют возможности добиться возмещения расходов на медосмотр – все будет зависеть от конкретной ситуации.

В целом, медосмотры с точки зрения использования различных механизмов оплаты можно подразделить на следующие:

  • Медосмотры при приеме на работу. Именно этот вопрос имеет наименьшую степень правового регулирования с точки зрения законодательства, так как обязанность оплачивать медосмотры возлагается на работодателя по отношению к сотрудникам. То есть – к лицам, с которыми фактическим заключены трудовые взаимоотношения.
  • Медосмотры во время работы. Это могут быть как периодические так и внеочередные медосмотры. В данной ситуации законодательство однозначно требует их оплаты работодателей при соблюдении всех особенностей и нюансов оформления означенной процедуры.

Когда работодатель может не платить за медосмотр – тонкости оплаты медицинского осмотра

Вышеупомянутые положения статьи 213 ТК РФ требуют оплаты медицинских осмотров, которые проходит работник, именно работодателем. При этом порядок таковой оплаты никак не закреплен в нормативах Трудового кодекса. Осуществляться она может следующим образом:

  • Фактическое выставление медицинским учреждением счета работодателю. В данном случае работник вообще не участвует в процессе оплаты медицинского осмотра.
  • Заключение договора о проведении медицинских осмотров работников. На практике многие работодатели часто заключают долговременные договора о сотрудничестве с медицинскими учреждениями, условия которых могут значительно отличаться. В частности, предполагать фиксированную ставку оплаты со стороны работодателя, вне зависимости от количества проводимых медосмотров.
  • Компенсация потраченных средств сотруднику. Некоторые работодатели наоборот – не утруждают себя оформлением взаимоотношений с медицинскими учреждениями, а возлагают обязанность по оплате медосмотра на самих сотрудников. В данной ситуации такой порядок действий может являться целиком законным при условии, что работники впоследствии могут потребовать от работодателя возмещения затраченных ими средств.

При этом, как упоминалось ранее, работодатель не обязан оплачивать медосмотр при приеме на работу.

Несмотря на то, что сотрудник имеет право самостоятельно проходить медицинские осмотры, в соответствии с наличествующей судебной практикой, обязанность оплаты медосмотра работодателем существует только по совокупности некоторых факторов, а именно:

  • Наличия направления на медосмотр от работодателя за подписью ответственного лица или печатью предприятия. Без такового направления медосмотр не может считаться пройденным по инициативе работодателя, и соответственно не подлежит оплате.
  • Прохождения медосмотра в учреждении, соответствующем регламенту предприятия. Если локальными нормативными актами устанавливается обязательность прохождения медосмотров и их компенсации только в определенных медицинских учреждениях, то работник не будет иметь возможности получить компенсацию затраченных средств, если не будет придерживаться означенных нормативов.
  • Отсутствия возможности пройти медосмотр бесплатно. Полис ОМС позволяет работникам неограниченно проходить стандартные медосмотры с выдачей предусмотренных законодательством справок в больницах по своему месту прописки. Таким образом, если у работника имелась возможность пройти медосмотр бесплатно, то никакие затраты на данные услуги не будут компенсироваться работодателем.

Несмотря на то, что компенсировать затраты на медосмотр работодатель обязан далеко не в каждом случае, в отношении трудящихся на предприятии работников действуют нормативы, обязывающие работодателя сохранять за сотрудниками средний заработок на время прохождения медосмотра. При этом работник не может быть подвергнуть дисциплинарному взысканию за отсутствие на рабочем месте во время медосмотра.

Как оформляется возмещение расходов на медосмотр в бухгалтерском учете

Многих работодателей и работников бухгалтерии предприятий волнует не только практическое назначение компенсаций за медосмотр сотрудникам, но и правильное указание расходов на медосмотр и выданных работникам возмещений в бухгалтерской отчетности организации. В частности, о том, как фиксируется медосмотр в бухучете, следует знать каждому бухгалтеру и кадровому специалисту. В первую очередь, в данном контексте следует обратить внимание на положения следующих нормативов Налогового кодекса РФ:

  • Пп.7, п.1, ст. 264 НК РФ указывает, что расходы на обеспечение мер безопасности и охрану труда, к элементам которых относятся медицинские осмотры, включаются в число расходов, высчитываемых для налогообложения прибыли.
  • Пп. 8, п.1, ст. 264 НК РФ также обеспечивает право работодателя включать в базу расходов все расходы, связанные с трудоустройством работников, что позволяет оплатить медосмотр при приеме сотрудника на работу и включить данные затраты в число расходов предприятия.

Если медосмотр для организации, конкретной должности или отдельного сотрудника не является обязательным с точки зрения законодательства, то и включать расходы на его проведение в базу расходов предприниматель не имеет права – они не уменьшат в таком случае налог на прибыль.

Затраты на медосмотр не облагаются НДФЛ и страховыми сборами. Но тоже – только при условии, что данные процедуры были проведены тогда, когда медосмотр являлся обязательным. В противном случае работодателю придется сделать расчет НДФЛ при выплате компенсации и оплатить необходимые страховые сборы.

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/vozmeshhenie-rashodov-na-medosmotr.html

Медосмотры работников — налоговые последствия — Право на vc.ru

Оплата медосмотров при приеме на работу

Генеральный директор юридического центра “Статус-Кво” Слюсарев Алексей

Каковы же налоговые последствия исполнения обязанностей работодателя по проведению медосмотров для работников категорий, к которым данные требования, предъявляются законом в обязательном порядке.

В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров.

В соответствии с п.

6 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н (далее – Порядок), обязанность по организации предварительных и периодических осмотров работников возлагается на работодателя.

Согласно п. п. 7, 24 Порядка медицинские осмотры проводятся на основании направления на медицинский осмотр, выданного работодателем.

Таким образом, обязанность по оплате прохождения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров возложена законодательно на работодателя (будущего работодателя) за счет собственных средств на это ему прямо указывает статья 212 ТК РФ.

У контролирующих органов зачастую возникает вопрос если расходы по проведению медосмотров несет работодатель, то не возникает ли у работника экономической выгоды? Особенно часто возникают претензии со стороны налоговых органов, в случае если работник или будущий работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств и, соответственно оплата подлежит компенсации (возмещению) со стороны работодателя/будущего работодателя.

Особенно критично налоговики рассматривают вопрос о правомерности учета работодателем расходов на проведение медосмотров его работников.

Поскольку, именно с этими вопросами мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в первую очередь,хотелось бы рассмотреть вопросы, связанные с выгодой работника и имеет ли она место на самом деле.

Учитывая положения Налогового кодекса РФ, в соответствии с абзацем первым пункта 10 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг, в частности, своим работникам, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.

Следуя логике контролирующих органов, оплата медосмотра работодателем, как и возмещение работнику стоимости медуслуг, не признается экономической выгодой физлиц, следовательно, не является доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

Если работодатель оплачивает медосмотр работника за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, то суммы возмещения организацией стоимости медосмотров не облагаются НДФЛ.

Судебными инстанциями чаще всего делается вывод указывающий на то, что возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра является законодательно установленной компенсационной выплатой, связанной с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей и не подлежащей обложению страховыми взносами (аналогичная норма содержится в пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, а также в п. 3 ст. 217 НК РФ в отношении освобождения от НДФЛ).

По вопросу обложения страховыми взносами Минфином разъяснено, что пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ содержит исчерпывающий перечень законодательно установленных компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Возмещаемые организацией своим работникам суммы расходов работников на оплату медицинских осмотров не являются компенсационными выплатами, предусмотренными ТК РФ. При этом затраты самого работодателя на проведение медицинских осмотров работников, в соответствии с положениями ст.

213 ТК РФ, являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности, и не являются объектом обложения страховыми взносами.

То есть можно сделать вывод, что в случае, когда организация возмещает работникам расходы на оплату медосмотров, страховые взносы нужно исчислить.

Компенсация затрат на прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой.

Источник: https://vc.ru/legal/62533-medosmotry-rabotnikov-nalogovye-posledstviya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.